Андрей Николаевич Белослюдов – исследователь Алтая
Ирина Васильевна Дурново - архивист отдела НСА, публикации и научного ипользования документов
Мое знакомство с документами личного фонда Алексея Николаевича Белослюдова впервые произошло в 1997 году, в связи с подготовкой выступления на Усть-Каменогорской студии телевидения о нашем земляке писателе – эмигранте Георгии Дмитриевиче Гребенщикове. Меня удивил состав и содержание документов данного фонда, вместившего в себя уникальные письма, фотографии, карты, воспоминания и т.д.
Открыл их для научной общественности бывший заведующий архивным отделом Восточно-Казахстанской области, ныне покойный, С.Е Черных. Благодаря его стараниям, дочь А.Н.Белослюдова Ольга Алексеевна Борисовская в 1985году передала в государственный архив Восточно-Казахстанской области эти документы. Несмотря на то, большая часть архива братьев Белослюдовых хранится в библиотеке Академии наук Республики Казахстан, Семипалатинском историко-краеведческом музее, Музее антропологии и этнографии Республики Казахстан, а также в Российской Академии наук, документы, хранящиеся в государственном архиве Восточно-Казахстанской области, имеют большое научное значение.
Алексей Николаевич Белослюдов родился 16 марта 1887 года в городе Семипалатинске в семье небогатого чиновника из сибирских казаков. Окончил 7 классов Семипалатинской мужской гимназии и был исключен из нее в 1906 году за участие в работе нелегальных кружко. В это время Алексей Николаевич много занимался самообразованием и в 1908 году сдал экзамены на звание учителя начальной школе.
С 1908 по1915 год он преподавал в Весело-Ярском, Лаптево-Логовском, Змеиногорском и Быковском начальных училищах.
Деревня Быково располагалась в Бухтарминской долине. Сюда в 1913 году приехал учительствовать Алексей Николаевич Белослюдов. Он был очарован богатством природы края. Здесь особенно ярко проявился талант собирателя. За зиму 1913/14 учебного года Алексей Николаевич услышал и записал множество сказок. Особенно он любил слушать старейшего жителя деревни Федора Первова. В государственном архиве Восточно-Казахстанской области хранится тетрадь с черновыми записями сказок, стихов, записанных Алексеем Николаевичем в разных местах.
С 1916 года Алексей Николаевич работал в народном хозяйстве края: статистиком сельскохозяйственной переписи, техником по борьбе с вредителями растений, инструктором уездного и губернского отделов образования, заведующим сельскохозяйственным отделов губернского Союза, заведующим историко-археологическим отделом музея.
С 1930 по 1935 годы Алексей Николаевич работает на преподавательской работе в средних специальных учебных заведениях г. Семипалатинска. Затем семья переезжает в Алма-Ату, где в октябре 1939 года он умирает от туберкулеза легких. Похоронен - в Алма-Ате.
На протяжении всей своей жизни Алексей Николаевич занимался краеведением. Еще, будучи гимназистом, Алексей посещал Семипалатинский музей, помогал оформлять экспозиции, разбираться в фондах. Тогда же он познакомился с известным краеведом отцом Борисом Георгиевичем Герасимовым, который приобщил его к краеведческой работе. Совместно со своими братьями в 1906 году Алексей Николаевич открыл домашний музей, который был известен в Семипалатинске как музей братьев Белослюдовых. Братья Белослюдовы с большим упорством собирали коллекции. В окрестностях Семипалатинска ими было собрано большое количество археологических находок: ножей, кувшинов, наконечников стрел, украшений, старинных монет. По степени значимости экспонатов музей братьев Белослюдовых не уступал Семипалатинскому городскому музею. В нем были сформированы следующие отделы: геологии и минералогии, палеонтологии и антропологии, доисторической археологии, старинных вещей (книги, рисунки рукописи), нумизматика, этнография, картинная галерея. Особенно богаты были отделы нумизматики - более 1000 монет и доисторической археологии - свыше 600 предметов. Всего в музее насчитывалось свыше 4000 предметов. Музей пользовался большой популярностью у горожан. На первой Западно-Сибирской выставке музей братьев Белослюдовых награжден Малой серебряной медалью. В последствии часть коллекции музея была передана в Семипалатинский областной музей. В государственном архиве Восточно-Казахстанской области хранится хронологический каталог коллекций и инвентарная книга экспонатов музея братьев Белослюдовых. В письме Виктора Николаевича к Алексею Николаевичу от 8 марта 1913 года « …о. Борис о нашем музее написал в № 3 « Сибирского архива». Номер этот еще не пришел, но придет на днях, и я прочту творение о. Бориса» и далее «посетители у нас бывают, многие напрашиваются еще. Уж, не завести - ли книгу почетных посетителей?», далее « начал я составлять каталог».
Собирание памятников материальной культуры и этнографии предполагает участие в экспедициях. Алексей Николаевич совершал неоднократно различные экспедиции. В 1909 году братья отправляются в этнографическую экспедицию в район озера Зайсан. Летом 1910, 1911 годов он принимал участие в археологической экспедиции в окрестностях Усть-Каменогорска и Зайсана возглавлял, которую Каменский В.И., заведующий отделом археологии Российской Академии наук. Целью этой экспедиции было нанесение на двухверстной карте всех археологических памятников этого громадного региона, раскопки мелких курганов, эстампирование древних надписей на памятниках, обследование древних пещерных жилищ, обследование чудских копей. Участие в экспедиции примет Четыркин и местный археолог Белослюдов.
В письме Виктора Николаевича к Алексею Николаевичу от 23 мая 1911 года читаем: «Алеша! Вскоре приедет в Усть-Каменогорск Каменский - ты его, друг, хорошенько используй. Только ты в плане знаний особенно не жди от него- хорошо будет уже и то, что при нем можно будет побыть на практике, при раскопах…Кое- что из нашей коллекции он определил, кое-что нет. При разговорах с ним я увидел, что кое-что и я знаю по археологии, что и мы с тобой «не лыком шиты». Я отдал ему, Каменскому, несколько черепков посуды из ящика в амбаре…» и далее «желаю тебе полного успеха в деле изучения родины. Бывай здоров. Виктор».
Летом 1912 года вместе с братом Виктором Николаевичем совершил поездку в Томск, Москву, Петербург, Харьков, где знакомился с постановкой музейного дела. В 1913-1914 годах совершал экспедиции по Усть-Каменогорскому и Зайсанскому уездам, в которых собирал зоологический, исторический и археологический и этнографический материал. В 1917 году участвовал в экспедиции на озеро Балхаш, с целью изучения прибалхашского района и рыбного хозяйства. Такие же поездки были совершены в 1921 г. в казахскую степь, в 1924 г. в Риддер, в 1925 г. в Зайсан. Дневниковые записи об этих экспедициях сохранились в нашем архиве. Они ценны для историков, так как содержат интересные сведения о жизни, быте населения того времени.
А.Н. Белослюдов увлекался собиранием фольклора. Им было записано более 200 сказок, 97 загадок, больше 100 песен. Собранный материал публиковался в сибирских газетах «Жизнь Алтая», «Сибирская жизнь». Так в газете «Жизнь Алтая» за 1913 год опубликовано несколько публикаций под общим названием «Наброски с Бухтармы». Здесь же появлялись и публикации сказок записанных Алексеем Николаевичем. Печатался А.Н.Белослюдов под псевдонимами «Бродяга», «Семипалатинец», «А.Б.». Кроме того, сохранилась тетрадь с первоначальными записями сказок, которая, так же, хранится в данном фонде.
Большая дружба связывала Алексея Николаевича Белослюдова с известным садоводом, краеведом Дмитрием Гордеевичем Панкратьевым. Сохранилась интересная переписка и дневниковые записи Белослюдова А.Н. об этом человеке. Приведем несколько строк из этой переписки: так в письме от 14 февраля 1910 года читаем: «Дорогой Дмитрий Гордеевич! Всегда, когда вспоминаю родные края, всегда рисую себе яркое пятно Вашей усадьбы и вас, такого всегда хлопотливого, такого радушного и доброго… Не знаю почему, но иногда хотелось бы перенестись мгновенно к Вам и даже теперь среди снежных бурь и унылой тоски одиночества побыть с Вами, поговорить, горячо обменяться мыслями и освежиться той простотой и грустью которой окружена Ваша тяжелая, трудная жизнь… Вот все что могу я послать Вам отсюда из далека вместо привета и благодарности за Вашу память и всегдашнее внимание…
Привет Ефимии Яковлевне и детям Вашим. Бодритесь, терпите, трудитесь – ибо в этом глубина смысла жизни».
Среди переписки Алексея Николаевича Белослюдова особое место занимают письма Георгия Дмитриевича Гребенщикова, написанные в разные периоды жизни писателя. В них сконцентрирована большая человеческая мудрость и незаурядность авторов. Так в письме от 15 января 1915года Гребенщиков Г.Д. пишет: «Спасибо друг, Алешенька, за большое теплое и милое письмо твое. Но зачем так грустно звучат струны в твоей душе? Чую я, что случилось что-то значительное и боюсь, что ты не тот мой красивый и сильный Алексей. Не снять стихии мучения наст и потому не всегда человек справлялся с ними. Зато закон вымещения таков, что за темной полосою наступает непременно, светлая. Мужайся и иди по своей большой дороге к богу единому – красоте и истине».
Дружба Белослюдова А.Н. с Гребенщиковым Г.Д. продолжалась долгие годы, поэтому очень интересно письмо Гребенщикова Г.Д к А.Н.Белослюдову от 15 июня 1927 года, в котором он пишет: «Милый старый друг Алексей Николаевич, Спасибо за хорошее письмо. Именно – Душа - Начало. Мне радостно, что прочел три тома Чураевых. Посылаю тебе кое-что о себе из других источников, чтобы не распространяться о себе самому.
Создаю Чураевку, но это трудно и неблагодарно. Много страдают писания, останавливаются большие работы; зато живу так, как не всякий житель Алтая может себе позволить. Овладел англ. языком, овладел автомобилем, живу среди лесов и гор, над рекою дом строил сам, теперь сам строю для других, и буду строить дальше. Строил в Ялте в 1919 году, строил во Франции в 1921году. Строил в Германии в 1923 году, теперь строю в Америке, чтобы научиться строить в лучшей из стран мира в Сибири. Пиши мне, милый, побольше и откровенно посоветуй: собираться ли мне в Сибирь скоро или не спешить? Дадут ли там работать мне своевольному и неугомонному? Можешь ли ты там начать нечто вроде Чураевки? Может ли Сибирь теперь дать Линдберга, который бы прилетел с гор Алтая на наш Помпераг в два-три дня?
Часто вспоминаю тебя с любовью и улыбкой, Так Ты и остался в моей памяти высокий, прямой, румяный, радостный всегда и какой-то устремленный ввысь… Пиши по-больше и посылай, пожалуйста, изредка местные ваши, Семипалатинские газеты, читанные, я буду детски рад всякой печатной бумажке из Семи-палат.
Обнимаю тебя братски, твой Георгий.
Постскриптум Прокофий Федорович написал. На всякий случай посылаю тебе копию письма к нему. Послам ему 3 фотографии с Чураевки и три шлю три».
В третьем разделе - письма описаны в следующей последовательности: письма Белослюдову от родственников, письма В.А. Селевина, затем письма Г.Д.Гребенщикова, Троицкого Д.Н., А.Сатпаева, Щеглова М.М. и многих других.
В разделе пятом - «Изобразительные материалы» - фотодокументы имеют два подраздела. В первом даны фотографии А.Н.Белослюдова, его родственников. Вторая группа- это видовые фотографии Семипалатинска и его окрестностей, Усть-Каменогорска, Зайсана и их окрестностях. Фотографии, включенные в данный фонд, содержат большое количество редких и уникальных снимков, которые в настоящее время являются просто бесценными. Среди них фото Николая Степановича Гуляева, относящиеся к 1915 году. На ней имеется надпись, о том, что Белослюдовы покупали палеонтологические экспонаты для своего музея через Н.С.Гуляева.
К нашему большому сожалению, архив не имеет переписки Белослюдовых с Гуляевым Н. С., она хранится в фонде Гуляевых С.И. и Н.С. в Центре хранения документов Алтайского края (бывший госархив).
В заключении хочется сказать следующее: Алексей Николаевич Белослюдов и его братья Виктор, Федор, Николай внесли достойный вклад в развитие краеведения. Все они были интересными личностями и до конца своих дней, будучи учителями, передавали свои знания и опыт подрастающему поколению, прививая им любовь к истории своего края.
«Краеведческие чтения», 7 февраля 2012 г.