«В Риддере будет сад»
(к 135-летию со дня рождения Петра Александровича Ермакова, краеведа, основателя Алтайского ботанического сада)
Природа не храм, а мастерская, ичеловек в ней работник.
Иван Тургенев
Петр Александрович Ермаков – краевед, основатель Алтайского ботанического сада, его первый директор, родился 18 декабря 1886 г. в селе Секисовском Усть-Каменогорского района (ныне село Секисовка Глубоковского района) Восточно-Казахстанской области. Из автобиографии Петра Александровича: «Отец занимался пчеловодством и, как подспорьем, молочным скотоводством. После окончания сельской школы с. Секисовского поступил в Барнаульское духовное училище, по окончании которого – в Томскую духовную семинарию, где окончил в 1905 г. 4 класса. Хотел поступить в университет, но летом 1905 г. тяжело заболел сыпным тифом. По совету врача дальше учиться не поехал, а год прожил на пасеке, занимаясь легким физическим трудом и орнитологией, чтобы поправить здоровье и помогая отцу…» Из-за недостатка средств для обучения и слабого здоровья в 1906-1912 гг. Петр Ермаков работал школьным учителем в начальных школах сел Береговое и Быструха Предгорненского района. В свободное время занимался пчеловодством, орнитологией, изучением «медоносов» Алтая. Им было подготовлено около двенадцати популярно-научных очерков о жизни птиц, четыре из которых были напечатаны в 1922-1923 гг. в журнале «Охота».
По приглашению Семипалатинской областной агрономической организации в 1912 г. П.А. Ермаков приехал в с. Александровка Самарского района Восточно-Казахстанской области для организации показательной пасеки и ведения курсов по пчеловодству. Там Петром Александровичем был заложен плодово-ягодный питомник и небольшой сад, посажены лиственницы. Благодаря трудам Ермакова, ягодники распространились не только по Самарскому, но и по Кокпектинскому району.
В 1915 г. Петр Александрович мобилизован в Царскую Армию. После мобилизации в феврале 1918 г. вернулся домой, где два месяца работал инструктором по пчеловодству. В июне вновь мобилизован на Семиреченский фронт в армию Колчака. Служил командиром взвода, затем начальником хозяйственной части.
В июне 1921 г. Народным Комиссариатом Земледелия (Наркомземом) был назначен заведующим пасекой садово-огородного отдела Московской сельскохозяйственной опытной станции. Зимой посещал Тимирязевскую Академию, где пополнял свои знания изучением культуры «яблоня».
Весной 1922 г. был направлен в Семипалатинский район. С июля работал инструктором-организатором по борьбе с вредителями сельского хозяйства в Семипалатинской области, затем инструктором по пчеловодству Усть-Каменогорского уезда, занимался внедрением на Алтае садоводства. В 1922 г. им были написаны очерки «О медоносных растениях Алтая», «Пчела и пасека».
В ноябре-декабре 1924 г. во время научной командировки Петру Александровичу посчастливилось побывать проездом в Мичуринске (ранее г. Козлов), где в институте просмотрел научные работы по культуре «яблоня». Ермаков был направлен в Москву, Воронеж и Саратов для изучения масличных культур.
В 1932 г. Семипалатинской сельскохозяйственной опытной станцией был издан совместный научный труд П.А. Ермакова и Крамского «Как возделывать подсолнух в Восточно-Казахстанской области», в 1933 г. научная работа Ермакова «Подсолнух Восточно-Казахстанской области» вышла отдельной брошюрой.
Летом 1933 г. и 1934 г. Петр Александрович возглавил экспедицию Всесоюзного института кормов (ВИК) по изучению кормовых растений, произрастающих в Восточно-Казахстанской области, где попутно провел обследование культуры посевной люцерны. Итогом экспедиции были его научные работы: «Районирование посевных трав в Восточно-Казахстанской области», «К освоению кормовых культур в свиносовхозах Восточно-Казахстанской области», «Важнейшие кормовые растения Южного Алтая», «Люцерна посевная в Восточно-Казахстанской области».
«Во время этих экспедиций у меня зародилась идея об организации Алтайского ботанического сада. После двухлетних хлопот приступил к организации сада», - писал Петр Александрович в своей автобиографии. Приказом по Казахскому филиалу Академии наук СССР от 02 марта 1934 г. № 15 П.А. Ермаков был назначен заведующим Алтайским ботсадом и по совместительству оставался научным сотрудником опытной станции.
На заседании президиума Казахского филиала Академии наук СССР от 07 января 1935 г. был заслушан доклад Ермакова об организации Алтайского ботанического сада, на котором Петр Александрович убедительно показал значимость сада не только для города, района, но и для Союза в целом, необходимость его развития.
«Работать первое время приходилось ощупью, так как никаких научноопытных данных о растениеводстве не только в Риддере, но и во всем горнорудном Алтае не было... На Риддерский район смотрели почти как на Заполярье… Даже сами риддерцы смеялись, когда слышали о посадках в ботаническом саду яблонь… или помидоров. Домохозяйки Риддера ездили в Усть-Каменогорск на базар… за капустой, картофелем, морковью… В Лениногорск (бывший Риддер), переехал в мае 1935г. В апреле 1936 г. поселился на территории сада, где и живу до сих пор.
Осенью 1938 г. директором сада был назначен некто Юлин П.П. Я был назначен заместителем директора по научной части. В конце 1939 г. т. Юлин был снят за пьянство и безобразия. Я был снова восстановлен директором…
Летом 1938 г. провел обследование лекарственных растений в Самарском и Риддерском районах Восточно-Казахстанской области», - из автобиографии П.А. Ермакова. На основе полученных материалов и проведенных раннее изысканий, Ермаковым были написаны научные труды: «Пути развития ягодного садоводства в Восточно-Казахстанской области», «О лекарственных растениях Восточно-Казахстанской области», «Важнейшие кормовые растения Южного Алтая», «К истории животноводства Рудного Алтая».
До 1942 г. Петром Ермаковым подготовлен и опубликован ряд статей и заметок в газеты «Прииртышская Правда», «Риддерский рабочий» (с февраля 1941 г. - «Лениногорская правда»). Вот некоторые из них: «За Белой Убой», «Ледники в Риддерском районе», «Задачи естественно-исторической селекции», «Определение вкусовых качеств картофеля», «Бадан», «Дикорастущие растения для веревок».
Интересен архивный документ «Краткое сообщение директора Алтайского сада П.А. Ермакова об итогах семилетней работы сада» за 1942 г. Документ приведен полностью: «Сад ведет акклиматизационную работу… Вводит в местную культуру те виды и сорта полезных растений, какие могут успешно расти в условиях сурового горного климата Алтая.
В 1936 г. сад начал испытывать и вводить в посевы колхозов и овощных хозяйств и индивидуальных рабочих огородов лучшие сорта картофеля: корневский, лорх, московский, советский, оденвальдский, Нобель, Эпикур. В 1940 г. эти сорта занимают в алтайских районах около 300 гектаров.
Сейчас в саду размножаются новые сорта картофеля: Колитинец, Эпрон, Катагдин, Меркурий. С 1941 г. эти сорта будут также переданы в колхозы и совхозы.
В течени четырех лет хорошие результаты дают скороспелые сорта томатов. Хорошо вызревает лук Даниловский и Мячковский.
Из лекарственно-технических с успехом испытываются: валерьяна, желтая горечанка, наперстянка, бадан, далматская и кавказская ромашки (пиретрум). Все они показали хорошую зимостойкость. Из медоносов выделился по продолжительности и обилию цветения люцерновидный донник.
За пять лет работы сад передал для насаждений города и колхозов не менее десяти тысяч саженцев и сеянцев, свыше ста тысяч цветочной рассады. К осенней посадке настоящего года сад может отпустить свыше двадцати тысяч саженцев различных пород.
К будущему паркостроительству риддерский сад имеет саженцы березы, лиственницы, желтой акации, тополя, сибирской яблони, всего свыше ста тысяч штук.
Перед садом стоят большие задачи по дальнейшему освоению и распространению на Алтае целого ряда культурных растений.
Необходимо глубже и полнее изучить богатство Алтая кормовыми растениями. Взять из них, что можно в культуру для укрепления кормовой базы союза, а также перенести всю пышную красоту алтайской флоры в наши сады и парки.
Необходимо также дать внешнее художественное оформление посадкам и посевам сада с тем, чтобы можно было полнее развернуть культурно-просветительную работу среди трудового населения в соответствии с растущими потребностями крупного промышленного центра каким является Риддер».
Петр Александрович Ермаков прожил яркую, насыщенную, но не долгую жизнь, умер 01 мая 1944 г. Похоронен на территории ботанического сада. Из справки начальника отдела кадров Казахского филиала Академии Наук СССР о работе П.А. Ермакова: «…действительно работал в Казфилиале Академии Наук СССР с 2/III-1934 г. по день смерти 1 мая 1944 г. в качестве директора Алтайского ботанического сада, ст. н/сотрудник».
Заведующий архивным отделом облисполкома, Станислав Евгеньевич Черных, в своей статье «Подарок Петра Ермакова» писал: «Есть люди, которые всю свою жизнь посвящают только устройству личного благополучия. Другие же весь свой разум, свои силы и знания до конца отдают служению своему Отечеству, благу общества. Именно к числу таких людей относится П.А. Ермаков и его последователи».
Весь свой богатый опыт Петр Александрович Ермаков передал своим последователям: Юрию Андреевичу Котухову, Андрею Андреевичу Винокурову, Ольге Александровне Ануфриевой, Татьяне Афанасьевне Вдовиной.
В настоящее время Алтайский ботанический сад – научный центр по изучению и сохранению биоразнообразия на Рудном Алтае. Цель исследований – разработка научных основ интродукции и акклиматизации растений природной и культурной отечественной и мировой флоры.
Неукротимая энергия, неистощимый энтузиазм и бескорыстный труд Ермакова и его помощников принесли свои плоды. Идея Петра Александровича о закладке в нашем городе ботанического сада была судьбоносной для города. В своей статье «Озеленение нового Риддера» П. Ермаков писал: «При строительстве нового Риддера намечается обширное озеленение. По нормам Наркоммунхоза для городов таких размеров как Риддер, в черте города должно быть садов и парков не менее чем 250 гектар. В том числе один центральный парк культуры и отдыха, размерами в 100-150 гектар и не меньше трех районных парков, площадью не меньше как 30-40 гектар каждый.
Среди кварталов нового строительства, внутриквартальные посадки должны быть по расчету 18-20 кв. метров на жителя квартала.
Кроме того, Наркоммунхоз намечает развертывание вокруг каждого города кольца плодово-ягодных насаждений с таким расчетом, чтобы обеспечить население города полностью фруктами и ягодами.
…В Алтайском ботаническом саду выращивается свыше 300 тысяч сеянцев разного рода деревьев и кустарников для своих посадок и для городского озеленения.
В будущем ботанический сад будет занимать среди городских насаждений видное место. Исключительно богатый рельеф сада при соответствующем архитектурном оформлении, даст такую художественную привлекательность его видам, что сад явится не только местом для образовательных экскурсий, но и местом прогулок с массой эстетических впечатлений.…Близ Риддера находятся такие выдающиеся по красоте места, как Громатушинское ущелье, сосновый бор, Журавлиха, Тишинское водохранилище, Ивановский и Линейский белки, Ульбинское водохранилище.
В будущем эти места будут привлекать массу посетителей. А это надо учесть и теперь же принять меры к тому, чтобы лесная растительность там была сохранена.…Пожелания о том, чтобы горкуммунхоз и строители Большого Риддера сделали живописные окрестности более доступными, улучшив туда дороги и наладив автобусное движение. Чтобы городские насаждения проводились планомерно, а не компанейски, чтобы посаженные деревья охранялись и за ними был уход».
Решением исполнительного комитета Лениногорского городского Совета народных депутатов от 14 декабря 1983 г. № 20, учитывая большие заслуги основателя Алтайского ботанического сада, его первого директора – Петра Александровича Ермакова в хозяйственной, общественной, научной и культурной жизни города, вновь организуемой улице в районе Алтайского ботанического сада было присвоено имя Петра Александровича Ермакова.
16 февраля 1995 г. постановлением восьмой сессии Лениногорского городского маслихата – собрания депутатов за особые заслуги перед городом Ермакову Петру Александровичу было присвоено звание «Почётный гражданин города Лениногорска».
Претворяя свою мечту в жизнь, всем сердцем желая этого, не перекладывая на чужие плечи, Петр Александрович весь свой опыт, все свои знания как краеугольный камень, заложил в Алтайский ботанический сад, доказывая своим трудом, что исполнение мечты в руках самих мечтателей.
Ермаков Пётр Александрович
Ермаков с юннатами (355,1,9,2), начало 40-х.
Памятник П.А. Ермакову на территории Ботанического сада. Риддер, 2008г.