Какой раздел сайта для Вас наиболее интересен?

Научно-методическая база
Личные фонды
Сборники документов
Публицистика
История края
Базы данных
Фотогалерея
Архив опросов

Школа-интернат нового типа. Связь школы с жизнью

«Дети растут, и нам нельзя упускать
драгоценное время, ибо мы кровно   
заинтересованы в том, чтобы они выросли  
настоящими людьми будущего».
                                                                           (П.С. Тихоновская)

 

В 2015 году школа-интернат имени Ю.А. Гагарина отметила бы свой 55-летний юбилей. На основании Постановления Восточно-Казахстанского областного акимата от 12 июля 2013 года № 176 коммунальное государственное учреждение «Коррекционная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Ю.А. Гагарина» управления образования Восточно-Казахстанской области была реорганизована путем присоединения к коммунальному государственному учреждению «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии» города Риддера управления об-разования Восточно-Казахстанской области.        

Школа-интернат нового типа. Согласно «Положения о школах-интернатах», утвержденного постановлением Совета Министров Казахской ССР от 25 июня 1957 года  № 422, для охвата всеобучем детей, не имеющих родителей, а также детей из многодетных, малообеспеченных или проживающих в отдаленных от города населенных пунктах семей  30 декабря 1958 года исполнительный комитет Лениногорского городского Совета депутатов трудящихся принял решение ходатайствовать перед исполнительным комитетом Восточно-Казахстанского областного Совета депутатов трудящихся  о реорганизации семилетней школы № 5 города Лениногорска с 1959/1960 учебного года в школу-интернат № 1.

В 1958 году в Казахстане уже было открыто 3 школы-интерната: в Алма-Ате, Караганде и Усть - Каменогорске. В этом же году началось строительство школы нового типа и в Лениногорске.    

28 марта 1959 года Верховным Советом Казахской ССР был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного об-разования в Казахской ССР». Статья 6 данного Закона гласила: «В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей расширить в республи-ке сеть школ-интернатов. Установить, что школы-интернаты организуются по типу восьмилетних школ или средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением».

Связь школы с жизнью. Этот вопрос и сейчас актуален. 14 декабря 2012 года вышло в свет Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсул-тана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». В Послании одним из приоритетов работы в сфере образования является модернизация методик образования, где наряду с внедрением инновационных методов, будут использоваться программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации.

Вернемся в пятидесятые годы. «Главной задачей советской школы являлась подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повыше-ние уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных лю-дей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уваже-ния к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма…

Из статьи 4. В числе основных типов учебных заведений, дающих полное среднее образование, средние общеобразовательные  трудовые и политехнические школы с производственным обучением, в которых лицах, окончившие восьмилет-нюю школу, получают в течение двух лет среднее общее и политехническое образование и трудовое воспитание, а при наличии условий – профессиональную подготовку.

Производственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах близлежащих предприятий, строительных бригадах, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских…

Кроме того, могут быть созданы средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с преподаванием ряда предметов на иностранных языках. Для детей, наиболее способных в области музыкального, хореографического и изобразительного искусства, могут создаваться школы, в которых учащиеся получат общее среднее образование, трудовое воспитание и специальную подготовку в области того или иного вида искусства. Для детей и подростков с недостатками в физическом и умственном развитии создаются специальные школы применительно к установленным типам школ с учетом особенностей развития обучающихся в них детей и подростков»…(Сборник Законов Казахской ССР за 1937-1971гг., стр.180-182).

О воплощении Закона в жизнь можно проследить по документам школы-интерната имени Ю.А. Гагарина, которые находятся на государственном хранении в Риддерском филиале КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области. В юбилейный для интерната год рассказать об одном из направлений его кипучей жизни (о школе-интернате можно прочитать в статье «Полувековой юбилей», опубликованной в газете «Вечёрка» от 19, 26 февраля 2010г., №№ 7,8).  

 Тихоновская П.С., директор школы-интерната,
Почётный гражданин города Лениногорска

Из статьи П.С. Тихоновской «Наша большая семья», публикованной 26 января 1962 года в газете «Лениногорская правда»: «Учитель должен быть во всем при-мером для своих питомцев. Его отношение к труду, идейная убежденность, нравственные качества, поведение – все на виду у школьников… ». Этот вопрос рассматривался в массе других важных вопросов на ХХІІ Съезде Коммунистической партии Советского Союза, состоявшемся в феврале 1961 года.

«Всех учеников школы мы познакомили с материалами Съезда, с Программой партии. В классах были проведены беседы: «Человек человеку - друг», «Рассказы о делегатах съезда»,  «Каким будет человек будущего», «Труд - дело чести» и др.

 В последние годы, благодаря закону о перестройке системы народного образования, в школе происходят благоприятные перемены.. Мы очень часто говорим с детьми об их труде, учим их трудиться. Но гораздо большую пользу приносит общение детей с рабочими непосредственно в цехе, на рабочем месте».

Так как школа-интернат была открыта как трудовая политехническая, ей предписывалось осуществить мероприятия по предоставлению учащимся старших классов учебных мест для прохождения профессионального обучения и производ-ственной практики на базе промышленных предприятий. Из докладной записки заместителю заведующего Восточно-Казахстанского облоно тов. Терликпаеву директора Лениногорской школы-интерната Тихоновской Прасковьи Семёновны от 16.11.1959г.: «Лениногорским полиметаллическим комбинатом отпущено 2 станка (по дереву и металлу), набор инструмента по дереву и металлу.  За-куплены верстаки и мелкое оборудование для мастерских…».  Приказом по Лени-ногорскому полиметаллическому комбинату от 5 июня 1961 года № 141 школа-интернат им. Гагарина была прикреплена к цеху контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА) и к электроремонтному цеху (ЭРЦ). Учитывая возможности комбината и перспективы дальнейшего трудоустройства выпускников школы, начальникам данных цехов было поручено принять на обучение в 1961/1962 учебном году 28 учащихся, в 1962/1963 – 27, в 1963/1964 – 28 и обучить принятых учеников специальностям слесаря-наладчика КИП, электрослесаря и электрообмотчика.

В столярной мастерской

 «Лучшие рабочие, инженеры обучают наших воспитанников мастерству, показывают им пример коммунистического отношения к труду… У нас еще очень мало детей, серьезно увлекающихся техникой, о чем ярко свиде-тельствуют небогатые по технической мысли и оформлению экспонаты детских технических выставок… Не пора ли нашим БРИЗам на предприятиях подумать о том, чтобы рационализаторы, рабочие, техники и инженеры на общественных началах пришли бы в школы руководить техническими кружками? Как это было бы хорошо! Вот у нас в школе-интернате кружком прикладного искусства руководит мастер-умелец М.И. Юлин. На занятиях дети с большим интересом прислушиваются к каждому слову рабочего, заметно подтягиваются, стремятся узнать новое, постичь тайны мастерства. А если бы таких, как М.И. Юлин, было больше, они много полезного дали бы ребятам…» (из статьи  «Наша большая семья»).

Большая работа учителями и воспитателями и воспитателями интерната про-водилась в области трудового обучения учащихся. Из архивных документов: «Не все дети, поступившие в интернат, дома были приучены к труду, не потому что их в семье баловали, а потому что на них не обращали внимание. Здесь воспитанники школы-интерната получили свои первые уроки по самообслуживанию: необходимо было заправлять постель, наводить порядок в тумбочках и шкафах, производить уборку спален, классных комнат и школьной территории, поддерживать свою одежду в надлежащем виде, помогать в столовой и на кухне…».  К  труду приучать нужно с малого, с повседневных «мелочей».

 Экскурсия на предприятие

Шли годы. Поступали выпускались дети, сменялись директора... С гордостью пишет о выпускниках школы-интерната директор М. Федоров «Воспитаем достойную смену» (газета «Лениногорская правда» от 24 января 1970г.):

«За десять лет школа дала путёвку в жизнь 420 воспитанникам. Они успешно трудятся на предприятиях, учатся в институтах, техникумах.

Всему городу известно имя выпускницы школы Надежды Васильевой, обмотчицы ЭРЦ, члена КПСС, депутата горсовета. Безупречным трудом славятся Людмила Чашкова, работница городской поликлиники, Людмила Серова, Варвара Грузинова, Георгий Пастухов – работники цеха контрольно-измерительных приборов.

Люда Серова

Воспитанник школы- интерната Владимир Дитятьев является слуша-телем военно-медицинской академии в Ленинграде. Сергей Хахалев окончил фа-культет тюркско-арабских языков Ленинградского университета. Он владеет семью языками, и с 1969 года работает в посольстве ОАР. Владимир Хахалев обучается в Ленинградском институте связи, Виктор Путинцев – студент пятого курса Томского политехнического института, ленинский стипендиат.

 Володя Дитятьев

Володя Хахалев, делегат Всесоюзного слёта Юных Пионеров СССР,
                  посвященного Ю.А. Гагарину, 1962г.

Окончили Лениногорский горно-металлургический техникум и работают на предприятиях нашей области Надежда Троеглазова, Любовь Клименко, Татьяна Рулёва…

Выпускницы 1968 года Наталья Колесникова, Надежда Малофеева, Валентина Тюрина, Мария Дмитриева, Нина Хорошилова успешно окончили ремесленное училище в городе Шуе и работают на текстильной фабрике в г. Иваново.

 На выставке детского творчества, март 1961 год

Трудно вспомнить имена всех воспитанников школы и тем более проследить их жизненные пути. Но коллектив учителей гордится тем, что сумел помочь всем найти дело по душе…

Со времени основания школы работают в ней старший воспитатель М.М. Лилисон, воспитатель Н.К. Калягина. Много энергии, смекалки и времени вкла-дывают в дело обучения завуч Р.В. Потапова, учителя А.И. Петрова, Н.С. Черепанова, Н.В. Сатонкина.

Добрыми словами вспоминают учителя и воспитанники первого директора П.С. Тихоновскую и первую пионервожатую Г.А. Володину, учителей А.Н. Маткову, Н.М. Поломошнова…».

12 апреля 1980 года  школа-интернат имени Ю.А. Гагарина отметила 20-лет-ний юбилей. На торжестве присутствовали педагоги, работавшие в дни основания школы: Тихоновская П.С., Канторез Т.М., Колесникова Е.Т., Бражникова А.А., Худякова В.М., Николаева Н.Г., Володина Г.А., Корнев А.К., Шестаков С.М., Гор-бачева П.П., Мукина - Шужанова А.М., Лилисон М.М. Не были забыты Вопилова М.М., Поломошнов Н.М., Кочнев П.С., Кравцова Е.П., Маткова А.М., Благове-щенская Ф.И., Байдукашева Р.М., Каргополова Н.А., Калягина Н.К., Монахова А.Н., Лисина Е.И.

Много добрых слов было сказано учащимися школы-интерната. Особенно до-роги были слова благодарности выпускников, которые смогли присутствовать на празднике школы. Это: Грузинова Варвара Егоровна, инженер отдела информ. ЛПК, Рыбакова-Назарова Лидия Николаевна, ТЭЦ, Серова - Жигай Людмила, ФВТ, Кон-кин Владимир Николаевич, электромонтер на Цинковом заводе, Немцева - Сидорова Маша, инженер-конструктор Усть-Каменогорском титано-магниевый комбинат, По-пова-Зайцева Ольга Ивановна, токарь на Свинцовом заводе, Троеглазова Надежда Васильевна, КПП Цинкового завода, Немцев Михаил Сергеевич, сварщик на Лени-ногорском руднике, поэт (в настоящее время Немцев Михаил Сергеевич, член Сою-зов писателей России и Казахстана, действительный член-корреспондент Пет-ровской Академии наук, поэт, Почётный гражданин г. Лениногорска, директор Риддерского филиала историко-производственного музея Товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) «Казцинк»).

 Миша Немцев

Готовясь к встрече, Михаил Сергеевич Немцев написал стихотворение «Интернат», который зачитал на встрече.

Я часто вспоминаю интернат,

Дорог далеких светлое начало.

И если мне не говорили «брат»,

То все равно нас братство согревало.

 

Мы были не похожи, все равно,

Бок о бок спали, пели и учили –

В нас прорастало знания зерно,

И в каждом что-то доброе открыли

 

Учителя. Я помню иногда

Мы матерей своих в них узнавали,

Ведь сколько незаметного труда

Они нам терпеливо отдавали.

 

Воспитывали детские умы,

Где строгим словом, где простым советом,

Как много открывали вместе мы!

Как многим мы обязаны за это…

 

Никто не мог поверить, что придет

Тот радостный, тот грустный день прощанья,

Что, отправляясь в жизненный полет,

Мы интернату скажем: - До свиданья!

 

И разлетимся в разные края,

Большой семьи родимые частицы,

И будем думать, много лет спустя:

- А вот бы снова вместе поучиться!

В 2015 году весной прозвенит последний звонок для гагаринцев. И мы скажем им – последним выпускникам школы-интерната имени Ю.А. Гагарина - до свидание! Удачи вам в жизненном пути! Кем они станут? Какие дороги их ждут впереди?

Как бы ни назывались школы, интернаты - неважно. Самое главное, чтобы учебные заведения были нацелены на воспитание поколений знающей, умею-щей, думающей молодежи, которая любит своё Отечество и гордиться им, сме-ло смотрит в будущее, не забывая прошлое.

Коллектив филиала облгосархива поздравляет учителей, работавших в школе – интернате, сейчас работающих в КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии» города Риддера управления образования Восточно-Казахстанской области, бывших выпускников и выпускников 2015 года с юбилеем. Желает здоровья, семейного благополучия и успе-хов во всех сферах жизненного пути.     

Архивист Риддерского филиала КГУ «Государственный архив»
управления культуры, архивов и документации
Восточно-Казахстанской области
Галина Давыдова

 
070004, РК, Восточно-Казахстанская область г. Усть-Каменогорск, ул. Головкова, 26/1
Администратор сайта: Бекниязқызы Жангуль. Copyright © 2010-2017
Рейтинг@Mail.ru