Семипалатинский цирк
Упоминание о Семипалатинском цирке часто попадаются в литературе. Но в краеведческих материалах хотя и приводится перечень всех зданий этого города в конце XIX IXX века, а вот о здании цирка там нет никаких упоминаний. Но вполне мог работать небольшой деревянный балаган на базарной площади, как это практиковалось в провинциях России. Из-за несолидности этого сооружения его могли просто не брать во внимание.
К 1913 году произошел резкий рост территории Семипалатинска. Широкие улицы освещаются керосиновыми лампами. Работают библиотеки и театральная труппа, широко развивается спорт в клубе речного пароходства «Нептун». Возникла потребность в постройке стационарного цирка. Это еще раз подтверждает статус Семипалатинска как культурной столицы края. И первый цирк был построен до революции.
Далее интересный момент. Ни мои собственные изыскания ни обращения к писателю-краеведу В.Н. Кашляку и семипалатинской библиотеке имени Абая не принесли полной ясности. По одной информации, первый цирк был построен у Народного дома Г.В. Измайловым в 1910 году. Сразу же возникает вопрос: был ли это балаган или основательное капитальное помещение? В архивной справке от 30 октября 1912 года говорится: «Содержателю цирка Александру Гавриловичу Коромыслову выделен участок земли на Бородинской площади под устройство цирка». А Коромыслов был известен как очень серьезный предприниматель широкого масштаба. Скорее всего, он и начал строить капитальный стационарный цирк. Опять вопрос: успел ли он запустить его в эксплуатацию до войны? Ведь вскоре началась Первая мировая война, и вполне могли возникнуть всевозможные препятствия. Следующая архивная справка от 1 февраля 1917 года: «Итальянскому подданному Арригони фон Грот разрешено открыть цирк на Бородинской площади». Ровно через неделю, 8 февраля 1917 года: «Цирковое здание на Бородинской площади, ранее принадлежащее Манафову, купил итальянский подданный Арригони». Коммерческие сделки, в результате которых цирк переходит из одних рук в другие, изрядно запутывают картину. Создается впечатление, что до революции в Семипалатинске было построено как минимум два цирка.
Далее занавес опускается - о работе Семипалатинского цирка в годы революции и гражданской войны нет никакой информации. Как и о самом цирковом здании: следует помнить, что настоящим бичом деревянных цирков были грибок и пожары. Поэтому и век у них был короткий. Цирковое здание в Семипалатинске строится заново.
Как уже говорилось в начале очерка, в книге А. Буркитбаева «Хаджи Мукан» утверждается, что под руководством Мунайтпасова в первые годы Советской власти создаются цирки в Оренбурге и Семипалатинске, в которых он проводил крупные борцовские тур¬ниры. Ближе к реальности информация Ш. Калиакпарова в семипалатинской газете «Иртыш сегодня». В самом начале 1920-х го¬дов Хаджи Мукан был приглашен на гастроли во вновь открывшийся цирк.
А вот конкретное документальное свидетельство: «По протоколу заседаний коллегии Семипалатинского губполитпросвета был поставлен вопрос об открытии цирка. Председательствовал Рубинштейн, секретарь Камбаров». Дата 15 мая 1921 года.
Выше уже говорилось о той огромной роли, которую в развитии циркового искусства в Казахстане сыграл А.И. Сосин.
Активно функционировал Семипалатинский цирк и при дирекции Управления зрелищных предприятий. Затем, в 1931 году, зрелищные предприятия - городской цирк и городской зимний театр передаются краевому эстрадно-цирковому тресту. В 1933 году трест ликвидирован, цирк и театр передаются в ведение горсовета. Под его подчинением образовано Семипалатинское городское управление зрелищными предприятиями. В его подчинении цирк, театр и городские сады. Затем постановлением от 29 октября 1934 года Госцирк передан в ведение ГорОНО, а городской театр имени Луначарского передан областному Казахскому театру. В 1937 году переломная дата в истории цирка. Все без исключения цирки Средней Азии и Сибири переходят в систему ЦУГЦ (Центральное управление государственными цирками).
Семипалатинский цирк
Затем наступает некоторый перерыв в работе Семипалатинского цирка. Из газеты «Прииртышская правда» за декабрь 1939 г. узнаем, что 3 декабря после капитального ремонта начал свою работу в Семипалатинске первый Государственный цирк с разработанной программой на сезон 1939-1940 гг. Цирк действовал до второго квартала 1941 года. Затем началась война, в газетах нет афиш о цирковых программах. По воспоминаниям старожилов, здание подверглось пожару, и жители начали потихоньку растаскивать его на дрова. Наконец, последовало решение горсовета от 16 июля 1943 года: «Ввиду того, что здание Семипалатинского госцирка пришло в совершенную негодность, стало опасным для дальнейшего его использования, никем не используется и не охраняется, подвергается расхищению, здание цирка снести».
Из книги В.Ф.Подрезова «Восток – поэзия силы», Усть-Каменогорск, «ЛИБРИУС», 2010