Какой раздел сайта для Вас наиболее интересен?

Научно-методическая база
Личные фонды
Сборники документов
Публицистика
История края
Базы данных
Фотогалерея
Архив опросов

Цирк в Азии и Сибири

Начало цирковому искусству положили уличные скоморохи и ярмарочные балаганы. Родившись на городских площадях для развлечения простонародья, цирк постепенно стал самым любимым зрелищем для всех слоев общества. Каждое представление - это яркий праздник в Стране Чудес. И комическое, и героическое подается в преувеличенно театральной гиперболизированной форме.

А какая эстетика в высоком виртуозном уровне спортивного мастерства, красоте движений артиста! В каждом номере воспевается победа духа и тела над опасностью, далеко отодвинуты пределы человеческой смелости, ловкости, силы...

Немного об истории цирка в ближайших от нас регионах. В Средней Азии держал цирки в Ташкенте, Бухаре и Самарканде предприниматель Филипп Юпатов. В Ташкенте еще издавна работал открытый саманный цирк (без крыши). В Пишпеке (позже г. Фрунзе) цирк устроился в глинобитном здании на базаре. В Баку и Тбилиси первые стационарные цирки строят братья Никитины. В городе Верном в начале века во временных помещениях выступают цирки Коромыслова, Хойцева, Юпатова, Баранского.

В конце XIX века строится много стационарных цирков. Это-один из признаков стабильного благосостояния населения и расцвета частного предпринимательства. По Сибири гастролировало до революции несколько цирков.

Самыми престижными считались арены Стрепетова и Боровского. Успешно кочевали цирки Коромыслова, Сайковского, Янушевского. В Челябинске цирк начался с шапито Коромыслова. Затем построено постоянное здание, которое арендуют все те же Сайковский, Янушевский, Сербии. В Тюмени в конце 80-х годов XIX века цирковое здание построил и содержал А. Коромыслов. В Омске в 1896 году деревянный цирк построил А. Изако, а в 1918 году каменный цирк - И. Яго. И в Павлодаре работал деревянный цирк на базарной площади.

Отметим, что все цирки поначалу строились не на государственную дотацию, а частными предпринимателями, которые денег зря не тратили.

Упоминания о цирке в Семипалатинске часто встречаются в многочисленных жизнеописаниях Хаджи Мукана Мунайтпасова. К примеру, писалось, что свою карьеру циркового борца Хаджи Мукан начал в Семипалатинском цирке, построенном в конце XIX века, затем выступал в Омском цирке. Отмечу, что в краеведческой литературе, где приводится перечень всех зданий Семипалатинска в конце XIX - начале XX века, упоминание о здании цирка отсутствует. Но об этом в следующей части очерка.

В книге А. Буркитбаева «Хаджи Мукан» другая версия: именно Хаджи Мукан в первые годы Советской власти создал цирки в Семипалатинске и Оренбурге. Более правдоподобна версия Ш. Калиакпарова: в самом начале 20-х годов Хаджи Мукан был приглашен на открытие Семипалатинского стационарного цирка.

Никаких конкретных документальных данных о семипалатинском цирке найти не удалось. Но из многих источников, на основании косвенных данных наиболее вероятна следующая версия. В развитии циркового искусства в Казахстане огромную роль сыграл А.И. Сосин. В 1920 году его цирковая труппа проделала путь в тысячу километров из Джаркента в Семипалатинск. Пришлось добиваться своим ходом, поскольку цивилизацию в этом краю только предстояло построить. В тяжелейшем пути особые потери были у дрессировщиков. Погибли в степи все слоны, лучшие лошади, обезьянка и ученая собака Трезор. (Об этом в книге Сосина и Лободина «Люди-мячики».)

Скорее всего, деревянный цирк в Семипалатинске построил именно А.И.Сосин в 1920 году. В 1923 году руководство цирковым коллективом в Семипалатинске принимает В. Феррони. Это представитель третьего поколения многочисленного итальянского циркового клана Феррони.

Труппа А.Сосина в Алма-Ате строит утепленный цирк, в котором ставят грандиозные пантомимы в духе времени: «Борьба труда с капиталом» и т.д. Позже, в 1922 году, коллектив А.И. Сосина выступает с более расширенной разнообразной программой. Затем алма-атинский цирк переходит в ведомство Наробраза, арендуется разнообразными предпринимателями и коллективами.

Переломной датой в истории цирка стал 1937 год - все цирки Средней Азии переходят в систему ЦУГЦ. Тогда же в Алма-Ате строится новое здание Госцирка. А всем известный ныне стационарный цирк (2000 мест) -в столице был построен в 1972 году.


Из книги В.Ф.Подрезова «Восток – поэзия силы», Усть-Каменогорск, «ЛИБРИУС», 2010

 
070004, РК, Восточно-Казахстанская область г. Усть-Каменогорск, ул. Головкова, 26/1
Администратор сайта: Бекниязқызы Жангуль. Copyright © 2010-2024
Рейтинг@Mail.ru