История города Усть-Каменогорска в освещении частных газет Сибири конца ХIХ -начала ХХ в.в.
Итак, город Усть-Каменогорск по страницам газет «Сибирская жизнь», «Голос Томска», «Голос Омска», «Голос Алтая», «Семипалатинский листок», «Семипалатинская жизнь», «Семипалатинский вестник», «Семипалатинский край».
Представляем их информацию в летописном виде.
1897 год. На страницах «Сибирской жизни» рассказывается о «деятельности Усть-Каменогорского городского управления». Фамилии людей не называются. Они известны из других источников, в частности, из публикаций С.Н.Герасимова (1), обратившего внимание на те обстоятельства, что в 1896 г. членами Усть-Каменогорской городской думы становятся бывшие политические ссыльные, из числа революционеров - «шестидесятников» и «народовольцев» - Евгений Петрович Михаэлис, Орест Федорович Костюрин, Александр Николаевич Федоров и другие. Тогда же, в 1896 году, О.Костюрин избирается городской головой г.Усть-Каменогорска. «Для бывших политических ссыльных создались возможности активной хозяйственной и общественной деятельности», - говорится в работе С.Н.Герасимова. А далее он перечисляет конкретные дела новых «управленцев» г.Усть-Каменогорска, и его перечень во многом оказался в перекличке с публикацией «Сибирской жизни» за 8 ноября 1897 года, хотя у С.Н.Герасимова нет ссылок на данный источник.
О чем не писала «Сибирская жизнь» 8 ноября 1897 года, представляя «хронику» из Усть-Каменогорска? О том, что за «короткий срок много полезного» сделано городским управлением. «В это лето закончено постройкой каменное здание для помещения пожарной команды» (по данным С.Н.Герасимова, «большим бедствием в городе были пожары...члены думы изыскали возможности для строительства большой каменной каланчи и организации пожарной команды»).
Пожарное депо
«21 сентября,- продолжаем цитировать газету, - состоялось открытие каменного же приходского училища». Построены «карбазы для моста через Ульбу. Этот мост будет настоящим благодеянием, как для горожан, так и для жителей окрестных селений, потому что до сего времени сообщение Усть-Каменогорска с окрестными деревнями за Ульбой производилось только паромом и в базарные дни на месте переправы через реку бывал всегда такой громадный наплыв народа, что перебраться через реку было очень затруднительным» (С.Н.Герасимов писал не о строительстве, а о том, что «построен через Ульбу мост на карбасах и население города избавилось от трудностей переправы на небольшом пароме, существовавшем со времен Петра I». От себя добавим, что мост через Ульбу, возведенный в 1897-1898 г.г., исправно служил городу 60 лет. В 1958 году, когда Усть-Каменогорск далеко «шагнул» за Ульбу, в эксплуатацию был принят новый мест). (2)
1900 год. «Сибирская жизнь» поместила за год несколько «корреспонденций» из г.Усть-Каменогорска. Остановимся на некоторых из них, как наиболее интересных, с позиций автора статьи.
I января 1900 г. Газета публикует следующую корреспондентскую информацию из г.Усть-Каменогорска: «9, 10, 11 декабря 1899г. в помещении гражданского собрания судебная сессия Семипалатинского окружного суда под председательством А.Г.Зуева и при участии...городского старосты О.Ф.Костюрина (почетный мировой судья) и городского врача М..О.Терайевича разбирались дела, подлежащие ея компетенции ...Заседания...массу публики, из которой многие только по наслышке узнали, что есть суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех» ...Это первое судебное разбирательство в Усть-Каменогорске…Для многих гласное судопроизводство - новинка, и надо сказать, довольно интересная, оставившая приятное впечатление...Теперь и усть-каменогорцы узнали, что…за скорый, правый, милостивый для всех суд...» (Любопытная деталь из непростой, противоречивой жизни не только г.Усть-Каменогорска, но и «всей» России, ее окраин, стоявших на пороге XX века).
9 января 1900 года. «Сибирская жизнь»...корреспонденция...Усть-Ка-меногорск...Арендная плата за торговые балаганы и ярмарочную площадь нынче повысилась...Недавно освещены вновь выстроенные на северо-восточной стороне базарной площади хорошенькие каменные гостиные ряды, быстро занятые купцами. В городе появился новый с порядочным подбором товара... магазин Высоцкого ...В одном интеллигентном кружке собрано в пользу буров 28 рублей, деньги отосланы в Петербург...в пользу африканских борцов за свою независимость...трансвальцев» (в перечисленных в корреспонденции «деяниях» заметно участие городского головы О.Костюрина и его «сотоварищей» по городской думе и «интеллигентному кружку», хотя фамилии их отсутствуют в газетной публикации. «Каменные гостиные ряды» и сегодня служат г.Усть-Каменогорску, но их внешний облик ныне далеко не тот, чтобы можно было их называть «хорошенькими»).
2 февраля, и 31марта 1900 г. Две корреспонденции из Усть-Каменогорска, посвященные одному объекту - Народному дому.
Народный дом
2 февраля: «В городе поднялся вопрос о постройке Народного дома. Пока составился комитет по постройке, который и занялся изысканием средств 9 января любителями сценического искусства поставлена «Гроза» Островского...Прекрасна провели свои роли г.г.Лосский и Емельянцева...недурна была и Екатерина...исполнение было удачное, и публики было порядочно».
31 марта: «...Народный дом...Письма из Усть-Каменогорска...в состав комитета вошли...городской староста О.Ф. Костюрин, уполномоченный А.Н. Федоров, И.В. Емельянцев, …протоиерей А. Дагаев...На первом же совещании члены комитета подписали от себя сумму... О.Ф.Костюрин 300 рублей...из жалованья... И.В. Емельянцев... 300... А.Н. Федоров 5% годового дохода образцово-показательной пасеки...любителями пения были устроены два светских концерта и маскарад с призами, давшие чистого сбора 210 рублей... проектируют устроить благотворительной базар с дамскими рукоделиями».
Три публикации «Сибирской жизни», за 1900 год, касаются истории школьного дела в Усть-Каменогорске.
2 февраля: «Интересно проходят чтения в приходской школе...Организовали их и в казачьей школе...при чем здесь рассказ соединялся с показом ...казачки посещают их мало и неохотно...» Ходатайство города о постройке театральных представлений - ни одного; II) состоялось народных хоров - ни одного; 12) во скольких пунктах и сколько устроено других народных развлечений - ни в одном и ни одного; 13) учреждения преследующие однородные с попечительством цели – городское управление (подчеркнуто нами - Р.Ф.) ненавистное кому-то из комитета попечительства о народной трезвости – устройством народного дома и деятельностью, а не бездействием подобно попечительству…большое спасибо местным любителям сценического искусства, которые при содействии городского управления, занимали досуг...» (мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть информацию неизвестного «публикатора», касающуюся усть-каменогорского попечительства о народной трезвости, но у нас есть немало сведений, архивных и прессы, из воспоминаний старожилов города, об активной просветительской деятельности многих «уполномоченных» городского управления из числа «дипломированных политических ссыльных», как о них сообщалось в неоднократных секретных донесениях из города, в том числе и в 1902-1903 г.г.) (3)
1904 год. «Сибирская жизнь» (за I февраля) вновь публикует «корреспонденцию» из Усть-Каменогорска, посвященную городскому попечительству о народной трезвости. Оказывается, в 1903 году в нем произошли перемены в лучшую сторону, поскольку его членами стали «люди со светлым взглядом на жизнь», которые и «внесли свежую струю в это, едва народившееся и уже тронутое было трупным ядом, учреждение.. .»
Трудно сказать, кого имел в виду и кому симпатизировал безымянный автор данной заметки. Во всяком случае, он не из тех, кто идеализировал бывших политических ссыльных, находившихся в числе «уполномоченных» городского управления с 1896 года. Но он не был сторонником и их оппонентов, иначе не писал бы о «светлых переменах», произошедших с приходом в попечительство «новых людей».
Отсутствие у безымянного автора заметки симпатий «к той и другой стороне» явно просматривается во второй части его публикации, когда он обращается к «исходу выборов городских уполномоченных», состоявшихся «во второй половине минувшего года», т.е. в 1903 году.
От автора заметки «достается» всем «жаждавшим степеней известных».
«Для достижения своих целей наши милые обыватели не стеснялись нисколько в средствах. Самым излюбленным и давно усвоенным средством была разумная клевета...столь испытанное средство широко применялась», - по мнению автора газетной публикации,- всеми участниками «выборной кампании». В итоге, проиграли и прежние уполномоченные городской думы (бывшие политические ссыльные), и их оппоненты (в частности, из числа первого состава руководителей попечительства о народной трезвости). «Получилась картина смятения. На ком остановиться? Кого избрать? И вот тут то оправдалась поговорка, что «аппетит приходит во время еды». Аппетиты появились у таких господ, которые раньше и не помышляли об этом...но теперь...они уверовали в себя...Так один, желая обрести в должности городского старосты тихое пристанище под старость бросает службу в чаянии быть избранным, а другой (из молодых) жаждущий увидеть себя во главе нового состава, привыкший получать всякий нужный ему товар из Ирбита и не надеясь на собственный сосуд, носимый им по выше плеч, более чем откровенно заявляет, что это ничего, что его сосуд не годится, он из Ирбитской ярмарки достанет себе секретаря в наилучшем виде...» (не правда ли, извечная «картинка» «свободных» выборов, знакомая по фактам не только из прошлого, напоминающая об изъянах человечества при наличии желания в нем жить «по совести», «честно», «по справедливости»).
Торговые ряды
17 октября 1904 года другая газета, «Семипалатинский листок», опубликовала корреспонденцию из Усть-Каменогорска, посвященную благотворительской деятельности части горожан. «10 октября в Народном доме... в воскресенье... были поставлены пьесы...в том числе «Медведь» Чехова...счет на пользу красного креста».
17 декабря 1904 года. «Сибирская жизнь» среди «корреспонденции», помещает сообщение о том, что «высокое» начальство Семипалатинской области, наконец-то утвердило Александра Николаевича Федорова в общественной должности «заведующего и организатора народных чтений» в Усть-Каменогорске. «Известный далеко за пределами области и уважаемый лучшими людьми нашего города ученый пчеловод А.Н.Федоров это имя является гарантией успеха чтений».
Заметка, посвященная «культурной проблематике», заканчивается печальным сообщением на «медицинскую тему» - «скарлатина в городе».
1905 год. Для усть-каменогорцев, согласно информации (многочисленной) «Семипалатинского листка», год распадается на два неравных промежутка: жизнь города до объявления царского Манифеста и дней ознакомления его содержания, со времени проявления собственного отношения к революции.
В январе - сентябре 1905 г. «Семипалатинский листок», публикуя материалы об Усть-Каменогорске, в основном представлял «театральные» сведения и различные оценки деятельности и роли Народного дома. Приведем некоторые из них :
6 февраля 1905 г. «В 1904 году сменили городского голову, который был вместе с думой восемь лет…Костюрин…и сразу Народный дом теряет прежнее значение... даже на маскарадах маски… » какое назначение имеет Народный дом?»
18 мая 1905 г. «Корреспонденции...село Глубокое…Не нам крестьянам ближайших к Усть-Каменогорску деревень судить, о том, как управляли городским хозяйством «прежние отцы города», не зная городских финансов, мы верим и сообщениям «новых» отцов…о городских неоплаченных долгах. Но с заявлением о бесполезности таких сооружений как Народный дом мы не можем согласиться. В прежнее время крестьянин, приезжающий с торгом в город, считал для себя обязательным перед выездам из города зайти в кабачок и выпить на дорогу шкалик...Народный дом сразу изменил существовавшее положение...Послушать телеграммы с Дальнего Востока, посмотреть на войну посредством живой фотография...каждому интересно, а тут побаловался чайком и нет охоты к выпивке. Если сосчитать и соединить...все те крестьянские сбережения, какие этим путем доставил На-родный дом, то получится изрядная сумма. За эти-то сбережения крестьянство окрестных сел шлет земной поклон да сердечное спасибо тем отцам города, которые построили Народный дом…»
21 мая 1905 г. «9 мая в Народном доме любительский спектакль...сбор в пользу общества вспомоществования беднейшим учащимся в местных училищах... Колоссальное, красивее здание Народного дома служит украшением города и прекрасным помещением для театра и городского общественного управления, но в том, что касается прямого его, назначения - быть на пользу народу - мало кто заботится...Рабочий народ может здесь получить только чай...за хлебом же - на базар к... «калашницам»... один из чайных столиков освобожден под пешки... .читальня - полна болтающей от скуки интеллигенции...Надо перестроить все, особенно с питанием... в городе одна лишь харчевня...и там очень дорого».
22 мая 1905 г. «В воскресенье...приезжими в наш город артистами... спектакль-водевиль...» Прежде скончались, потом повенчались»...А потом спектакль Гоголя (Записки сумасшедшего) и дивертисмент...музыка играла очень скверно...» Выступления «приезжих артистов» проходили в Народном доме г.Усть-Каменогорска.
I июня 1905 г. Корреспонденция за 26 мая. «Пришла весна и все оживилось…В городе закипела жизнь...идут любительские спектакли и спектакли профессиональных артистов...город занялся своим садом...на Иртыше - плоты, пароходы...У учащихся - экзамены...Погода благоприятная для посевов».
Не имея возможности дать развернутый комментарий к публикациям «Семипалатинского листка» о роли Народного дома в г.Усть-Каменогорске, отметим только следущее:
- Орест Федорович Костюрин «потеряв» в 1904 году пост городского головы, от дел в Народном доме не устранился. И если в действительности работа Дома в 1904 г. выглядела слабее прежних лет, то первопричина данного обстоятельства, видимо, не в смене должности О.Костюрина (в 1904г., передав полномочия городского головы «Подойникову», он остается в городском управлении в качестве уполномоченного). (4)
- «Корреспонденция» из села Глубокого имеет подпись – «крестьянин». Но, видимо, от имени сельских жителей выступает в данной публикации не безграмотный или малограмотный деревенский мужик, а представитель местной интеллигенции, симпатизирующий О.Костюрину и уполномоченным «его» управления (возможно, автором публикации является Борис Георгиевич Герасимов, позже получивший широкую известность как краевед, а тогда работавший священником в с.Глубокое и поддерживавший связи, на что указывают архивные источники, с усть-каменогорскими «дипломированными политическими ссыльными». Но наше «заявление» относительно его ареста лишь только предположение).
Противоречивые оценки роли Народного дома г.Усть-Каменогорска, сопровожденные определенной аргументацией, интересны и в познавательном плане – раскрывают содержание Дома, его структурных звеньев.
1.Материалы VIII конференции профессорско-преподавательского состава Усть-Каменогорского государственного педагогического института. Усть-Каменогорск, 1966, с.26-28
2.Штрихи к портрету города. Усть-Каменогорску 270 лет (1720-1990). Усть-Каменогорск, 1990. Сведения из хроники событий за 1958 г.
3.ЦГА Казахской ССР, ф.15, оп.2, д.404а; воспоминания П.И.Столбова в фондах Восточно-Казахстанского областного краеведческого музея и др.
4.Семипалатинский листок, 1905, 6 марта, 7 июля
Р.С.Федорова,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории Казахстана
Восточно-Казахстанского
государственного университета
опубликовано в сборнике ВКГУ, 1995 г.