Горный промысел на Алтае
Богатства недр нашего края привлекали внимание человека с древних времен. Добыча ценных металлов, таких, как медь и олово, здесь зародилась в глубокой древности, более четырех тысяч лет тому назад. Первыми рудоискателями и рудокопами были люди бронзового века, которые из бронзы изготовляли холодное оружие и предметы домашней утвари.
Как свидетельствуют археологические источники, горный промысел на Алтае просуществовал не менее пятисот лет. Вся территория края в это время была исхожена и осмотрена древними рудоискателями, которые, надо сказать, уже хорошо знали признаки проявления руд на земной поверхности.
Рапорт обер-штейгера Г.Сметанина Колыванской Горной Экспедиции
от 17 марта 1796 г.
В местах, где находились ярко-зеленые и голубые минералы меди или вкрапленности кристаллов оловянного камня, рылись неглубокие ямы, и добытый материал подвергался пробной плавке. При хороших результатах плавки ямы расширялись и углублялись. Добывались, в основном, медные окисленные руды, легко поддающиеся плавлению, которые смешивались в определенной пропорции с оловянным камнем и шли в плавку. По подсчетам археолога С.С.Черникова, многие годы изучавшего древний промысел Алтая и Калбы, средняя годовая выплавка бронзы в Восточном Казахстане в бронзовом веке достигала 3 - 5 тонн. Помимо разработки жил, древние рудокопы разрабатывали также и россыпи, откуда они добывали с помощью промывки в деревянных и глиняных лотках оловянный камень, а впоследствии и золото.
Восточный Казахстан в бронзовом веке являлся, по-видимому, одним из основных металлургических районов, откуда изделия из бронзы проникали вплоть до Западной Европы. По крайней мере, они известны в курганах юга Украины и Крыма, относящихся к бронзовому веку. Время и причины прекращения высокоразвитого для своего времени горнометаллургического дела не установлены. Известно только то, что около двух тысяч лет тому назад на Алтае бронза уже не производилась. Могильные насыпи и курганы, сооруженные людьми этого времени, располагаются местами непосредственно на древних выработках и отвалах работ бронзового века.
Недра Восточного Казахстана вновь начали разрабатываться лишь в начале XVIII столетия, т. е. с момента проникновения русского населения на Алтай. В 1715 - 1720 гг. по указу Петра Первого сюда были снаряжены русские экспедиции с целью изучения этого края. В это время были заложены первые русские поселки по рекам Иртыш, Ульба, Уба, Бухтарма. На стрелке у устья реки Ульбы военной экспедицией, которой командовал майор Лихарев, в 1720 году была заложена Усть-Каменогорская крепость.
Самые ранние разработки алтайских месторождений нашего времени относятся к 30-м годам XVIII столетия и связаны с именем известного русского горнопромышленника Акинфия Демидова, жизнь и деятельность которого хорошо описаны в романе Евгения Федорова «Каменный пояс». Акинфий Демидов еще в 20-х годах послал своих рудознатцев на Алтай, где, по дошедшим до него слухам, местные жители нашли медную руду. Кроме того, посылка рудознатцев объяснялась и острой нуждой Российского государства в золоте и серебре, так как все попытки найти эти благородные металлы на Русской равнине, на Урале и в Западной Сибири не увенчались успехом.
Донесение Ф.Риддера Г.Качке с Большой Ульбы от 11 июня 1786 г. об отыскании им прииска при речке Филлиповке
Опытные рудознатцы Демидова под руководством его приказчика Семенова нашли несколько медных залежей в районе Колыванского озера. Получив образцы алтайской медной руды и испытав ее, Акинфий Демидов, не ожидая разрешения Берг-Коллегии, приказал заложить на Алтае близ реки Локтевка (приток Чарыша) медеплавильный завод. Дело пошло на лад. Руды было много. Черновую медь возили для очистки (рафинирования) на Урал. В 1739 - 1744 гг. Демидов построил новые медные заводы - Барнаульский и Шульбинский. В 1738 году правительство разрешило Демидову селить при своих алтайских заводах «пришлых» людей.
Пользуясь удаленностью Алтая, Демидов хотел начать разработку серебра и тайком чеканить из него монету. На известном Змеиногорском месторождении, открытом в 1736 г., умелые мастера, приглашенные Демидовым для этой цели, выделили, серебро. Однако Демидову не пришлось долго заниматься запретным промыслом. Один из его мастеров бежал в Петербург, чтобы донести об этом царице Елизавете. Тогда Акинфий сам поспешил сообщить о своем открытии серебра и опытах по выделению его, сделанных, якобы, попутно с выплавкой меди.
В начале 1746 г. Елизавета издала указ о передаче алтайских рудников и заводов в собственность царской фамилии - «Кабинета». После этого заселение Алтая усилилось. Управление далекими алтайскими - «Колывано-воскресенскими» - заводами пользовалось большой самостоятельностью в расходовании средств. Поэтому уже в 60-х годах XVIII в. начальствовавший там Порошин построил Павловский сереброплавильный и медеплавильный заводы. При преемнике Порошина Ирмане горная промышленность продолжала развиваться. Был сооружен новый сереброплавильный завод на реке Алее.
Екатерина II также интересовалась ископаемыми богатствами Алтая и особенно его цветными камнями. В 80-х годах она послала сюда большого любителя цветных камней П.А.Соймонова, который, возвратившись в столицу, привез образцы найденных разведчиками агатов, яшм и других поделочных камней. Самоцветы понравились царице, и она дала распоряжение искать их месторождения, устроить шлифовальную фабрику, которая была основана при старом Локтевском медеплавильном заводе, а позднее перенесена на Колывань.
В 1785 г. начальником алтайских заводов был назначен Г.С.Качка, который развил бурную деятельность. Весной 1786 года он отправил десять поисковых партий к верховьям Чарыша, Ульбы, Убы и других рек для поисков месторождений руд серебра, золота и цветных поделочных камней. Руководителями партий были Петр Шангин, Филипп Риддер, Иван Бугрышев, Григорий Бровцин, Василий Чулков и другие горные мастера, опытные в поисках. Партии открыли несколько богатых месторождений руд и в их числе знаменитое Риддерское.
Рапорт в Кабинет ЕЕ Императорского Величества из Колыванской горной экспедиции от 31 декабря 1786 г.
Уровень горнодобывающей техники конца XVIII и даже первой половины XIX в. не позволял еще разрабатывать сложные полиметалличские руды. Добывались только легкоплавкие окисленные руды верхних зон, после чего разработка прекращалась. Такова была судьба всех алтайских рудников в XVIII и первой половине XIX в., в том числе и богатейшего Риддерского месторождения свинца, меди, золота и серебра.
В 1804 году поисковая партия под руководством маркшейдера Шлаттера прошла по рекам Катуни, Чуе, Чулышману, вдоль Телецкого озера и по реке Бие и составила геологическую карту этого маршрута. В 1815 г. поиски велись партией русского горного техника Тарасова по Убе и Алею.
Не прекращалась деятельность и простых людей, искавших по собственной инициативе медные и серебро-свинцовые руды. Так, в 1791 г. слесарный ученик Г.Зырянов открыл названное его именем месторождение серебро-свинцовой руды, содержащей золото, а в 1818-м Иван Заводии - серебро-свинцовое на речке Таволжайке, названное Заводинским.
Серебро-свинцовая промышленность Алтая развивалась до 60-х годов прошлого века. В продолжение многих лет здесь добывалось ежегодно более тысячи пудов серебра. Но затем производительность рудников и заводов резко упала, и к концу ХIХ в. они были закрыты. Главнейшими причинами падения серебро-свинцовой промышленности были увлечение разработкой золотых россыпей, почти полная отработка окисленных руд и падение цен на серебро на мировом рынке.
В это время поискам золота на Алтае и в Калбе стало уделяться основное внимание. Изучение месторождений сопровождалось составленмем рудничной документации, а иногда и геологических карт. Однако до 40-х годов XIX в. не делалось попыток отразить на единой карте общее представление о геологическом строении всей территории Алтая. Впервые такая попытка была осуществлена крупным русским исследователем и путешественником конца первой половины XIX века II.А.Чихачевым, который в 1842 г. совершил большое путешествие по Алтаю. Геологическая карта, составленная Чихачевым на протяжений многих десятилетий оставалась единственной картой, дающей общее представление о геологическом строении Алтая. Ничего существенного, что бы дополняло ее, до Октябрьской революций не появлялось.
В начале 900-х годов XX в. кабинетские работы на Алтае почти прекратились. За все время деятельности Кабинета здесь было добыто десять миллионом тонн руды, из которых выплавлено 2650 тонн серебра, 150000 - свинца, 31000 - меди и около трех тонн золота. Царский кабинет, оказавшись бессильным обеспечить развитие отечественной горнорудной промышленности, начал передавать рудные районы Алтая концес-сионерам Австрии, Франции и Англии. Преследуя одну цель - получение максимальной прибыли, они хищнически отрабатывали оставшиеся богатые руды без соблюдения элементарных требований охраны недр и техники безопасности. Пройдя одну - две буровые скважины и не получив особенно хороших результатов, концессионеры браковали месторождения и прекращали работы. Нередко они давали ложную отрицательную оценку перспективным месторождениям, если по тем или иным причинам сами не могли воспользоваться его богатствами.
В1916 году Геологический комитет послал на Алтай геолога В.К.Котульского, который ознакомился с рудными месторождениями Юго-Западного Алтая, названного им по обилию последних Рудным, и пришел к твердому убеждению, что его недра отнюдь не выработаны и заслуживают самого серьёзного внимания.
Широкое народнохозяйственное использование минеральных ресурсов Алтая было начато лишь после Великого Октября, когда хозяином страны, ее земель и недр стал сам народ.
В. ТРУНОВ,
старший инженер Восточно- Казахстанского геологического управления
«Рудный Алтай», № 152, 31 июля 1970 г.