Дорога Рубцовка – Риддер
Богат полезными ископаемы Рудный Алтай. Золото, серебро, свинец, медь, магний, кадмий, олово, вольфрам – вот далеко не полный перечень его природных богатств. До Октябрьской революции месторождения хищнически эксплуатировались иностранными концессионерами лишь в одном – в получении наибольших прибылей.
Именно жажда наживы вынудила акционеров приступить в 1915 году к строительству узкоколейной железной дороги между Риддером и Усть-Каменогорском протяженностью (с подъездными путями) в 115 верст. 27 мая 1917 года в Риддер пришел первый поезд. С вводом в эксплуатацию дороги возросла переброска грузов.
Победа Советской власти в Казахстане положила конец владычеству иностранного, в частности, английского капитала на восточно-казахстанской земле. После окончания гражданской войны на риддерских рудниках стали проводиться восстановительные и строительные работы. Горняки выдавали на-гора десятки тысяч тонн богатой руды. 25 сентября 1927 года на Риддерском свинцовом заводе была начата первая плавка. 14 июля 1928 года дала ток Хайрузовская ГЭС.
Однако из-за оторванности от крупных индустриальных центров страны, трудности перевозок и плохой связи риддерские предприятия работали с перебоями. Поставка оборудования, техники, стройматериалов, топлива и других грузов ввиду больших расстояний и плохих дорог проходила медленно, с большими перебоями.
Страна остро нуждалась в цветных металлах. В годы первых пятилеток Рудный Алтай был отнесен к числу первоочередных горнопромышленных районов, где намечалось строительство крупнейших горво-металлургических предприятий. Для этого нужно было соединить Ридддер железнодорожной линией со всей страной. Первого сентября 1930 года Совет Труда и Обороны принял постановление, которым обязал Народный Комиссариат путей сообщения «обеспечить развитие железнодорожного транспорта, по преимуществу в восточных районах республики, в. связи с развитием здесь горной промышленности». Постановление предусматривало сооружение железной дороги Рубцовка – Риддер.
В начале 1934 года было создано управление по строительству железной дороги. В первые месяцы проходили набор рабочих, поставка техники итранспортных средств, рельсов, оборудования стройматериалов, А также велись работы по по прокладке пути.
Когда эти вопросы были решены, летом и осенью 1934 года начался штурм трассы на отрезке Рубцовка – Шемонаиха.
На строительстве железной дороги работало свыше пятя тысяч человек, три экскаватора, пятнадцать тракторов (из них пять гусеничных), более двадцати грузовых автомашин, шесть паровозов и двести вагонов, 93 вагонетки, пять тепловозов. По современным масштабам это мало, но тогда выглядело вполне солидно.
В сентябре 1934 года в Восточная Казахстан приезжал С. М. Киров. Он интересовался ходом сооружения железной дороги и призвал строителей быстрее связать стальной магистралью наш богатейший край со всей страной. Рабочие с большим подъемом откликнулись на призыв Сергея Мироновича. В первый год объем строительных работ был выполнен на 17 миллионов рублей вместо 15 миллионов, предусмотренных первоначальным планом.
Состоявшийся в начале 1935 года второй областной съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов обсудил итоги ра-боты первого года по сооружению ширококолейной железной дороги Рубцовка— Риддер и обязал управление строительства закончить прокладку путей в 1935 году до станции Шемонаиха. Строители с честью справились со своей задачей. К концу лета на станцию Шемонаиха пришли первые поезда, и открылось временное движение та участке в 120 километров.
В 1935 году полным ходом шло сооружение линии на участке Шемонаиха - Глубокое- Защита. Строители ежедневно укладывали по од¬ному километру железнодорожных путей, до наступления морозов форсировали выполнение строительно-монтажных работ по водоснабжению станций Ремовская, Массальская и Шемонаиха и вводу в строй станционных объектов.
Основные работы по прокладке железнодорожной линии на участке Рубцовка - Защита были закончены к концу 1935 года. 30 декабря 1935 года на станцию Защита сквозным путем прошли первые эшелоны со станции Красно-Алтайская (через Ремовскую, Массальскую, Шемонаиху, Глубокое). Рудный Алтай получил путь, по которому в скором времени нескончаемым потоком пошли руда, уголь, кокс, концентраты, стройматериалы, оборудование.
Хотя сквозное движение на новой линии открылось, строительные работы были далеко еще не окончены. Наркомат путей сообщения СССР и Центральное управление железнодорожным строительством в целях бы-стрейшего завершения прокладки железной дороги Рубцовка - Риддер выделили сюда дополнительное количество техники, стройматериалов и оборудования.
Шестой пленум краевого комитета ВКП(б) 21 - 25 нюня 1936 года рассмотрел вопрос о ходе железнодорожного строительства в Казах¬стане. Пленум обязал строителей завершить прокладку дороги до станции Ульба-Перевалочная к 15 ноября 1936 года, построить искусственные сооружения и опоры Улъбинского моста к 15 июля, закончить укладку, главного и станционных путей (52 км) к 15 сентября, а ус¬тройство водоснабжения на станциях Массальская, Шемонаиха, Рулиха, Предгорное и Защита - к 15 октября.
С поставленной задачей десятитысячный отряд строителей успешно справился. В 1936 году новая железнодорожная линия соединилась с узкоколейной железной доро¬гой на станция Ульба-Перевалочная. Это дало возможность ускорить переброску грузов.
Однако перевозка грузов по широкой колее, а затем по узкой и наоборот, создавала большие трудности и приводила к ощутимым издержкам производства. Было принято постановление о продолжении строительства ширококолейной железной ДОРОГИ (второй очереди. С.Ч.) от станции Ульба-Перевалочная до Риддера, которая должка была дать прямой выход Рудному Алтаю в общесоюзную сеть железных дорог.
В связи с этим число рабочих на стройке возросло в полтора раза. Строителям предстояло проложить железнодорожные пути в горно-лесистой зоне, выполнить большой объем скальных работ. Лозунг - досрочно окончить строительство железной дороги Рубцовка—Риддер при высоком качестве - был главным в соревновании строителей, которые показывали чудеса трудового героизма.
На стройке выросли замечательные кадры землекопов, каменщиков, бетонщиков, экскаваторшиков. Имена Галаты, Мусихина, Доброцветова, Люленко, Потиева, Пупина, Лобанова, Конкина и других гремели на стройке и были широко известны не только в Восточном Казахстане, но и далеко за его пределами.
Основные работы по сооружению более чем семидесятикилометрового участка железной дорога от станции Ульба-Перевалочная до станции Риддер были завершены к ноябрю 1937 года, к 20-й годовщине Великого Октября. Протяжный гудок паровоза известил о прибытии первого поезда по ширококолейной дороге на новую станцию Риддер. Дорога соединила основные рудные месторождений Алтая с общесоюзной железнодорожной сетью. Она открыла широкие перспективы для развития цветной металлургии и других отраслей народного хозяйства в богатейшем крае.
С. Черных
«Рудный Алтай», № 168, 24 августа 1970 г.