Мельникова Н.И.
ГАВКО, ф.1502, оп.1, 51 ед.хр., 1927-2009 г.г.
Мельникова Нелли Ивановна (р.30 августа 1927 г.) - музыковед, преподаватель Усть-Каменогорского колледжа искусств, внештатный корреспондент газеты «Рудный Алтай»
Нелля Ивановна Бастерс (Мельникова) родилась на берегах красивейшей и полноводной Волги в городе Энгельс 30 августа 1927 года. Ещё в годы раннего детства Нелли Ивановны семья переехала в Саратов. Несколько лет нелёгкого, но все, же счастливого детства: учёба в общеобразовательной и музыкальной школах, посещение театров, в том числе оперы и балета, поездки в Москву и Крым, чудесный летний отдых на прекрасных пляжах Волги, раннее (в четыре года) приобщение к чтению, оставшееся страстью всей жизни и много ещё чего хорошего. Но почему-то всё хорошее быстро кончается – грянула война и семью, как и многие другие семьи с нерусской фамилией, по указу Сталина от 28 августа 1941 года выслали в Казахстан и Сибирь. Преступлений за немецкой диаспорой не числилось. Такие реабилитационные документы появились лишь в 90-е годы прошлого века. Везли их в ужасных условиях, в «телячьих» грязных вагонах, почти без вещей и денег, южной обходной дорогой через Среднюю Азию. Путь был долгим и трудным: когда перегоны были свободными, могли гнать без остановки 10-12 часов, а иной раз стояли в пустынной выжженной степи по полсуток. Не хватало питьевой воды. Из еды давали «затирку-баланду» и немного хлеба. Зато в полном составе военизированная охрана, которой, однако, делать было нечего – они везли очень законопослушный «груз». Не весь «груз» доехал благополучно. Многие болели и умирали в пути. Где их могилы, сегодня не знает никто.
Конечным пунктом назначения для поселения «навечно» был Нарым 500-600 км (вниз по Оби от Томска), но навигация, не дожидаясь переселенцев, стала. Через год путь был продолжен на открытой солнцу, ливню и всем ветрам барже. После весёлой, очень «заселённой» пароходами, баржами, лодками Волги, Обь поражала своей безлюдностью. Осенью, которая в Нарыме наступает очень рано, поселенцев высадили на абсолютно безжизненный берег с девственно-чистым песком. В тот момент разразилась жуткая гроза, но барже стоять было некогда. На другой день за ними, мокрыми, голодными и измученными приехал неводник из деревни. Их поселили квартировать в однокомнатную избу рыбаков, где уже жили 8 человек. Семья была из ссыльных кулаков, они знали, что такое ссылка и потому подкармливали семью Бастерс и жалели. Учиться было негде, да и некогда: перед ними стояла задача ВЫЖИТЬ!
Вот так в 1943 году начался «Трудовой фронт» Нелли Ивановны: лесосплав, где она по причине неподходящей обуви, поскользнувшись, «нырнула» в холодную воду, откуда её вытащили баграми, лесоповал, «клепка» (делянка в 10 км от деревни). Уходили при звездах, приходили – так же. Люди очень уставали. Нужно свалить в день несколько мощных кедров ручной пилой. Ещё нужно найти подходящие, а снег по пояс. Самое страшное и опасное – валка: падающий гигант-кедр нередко отскакивает комлем вперёд, надо уберечься, отскочить. А для этого нужна вытоптанная площадка. Вытаптывать её – нужны силы, а они на исходе. Начинается дистрофия. На поваленном стволе обрубали ветки, распиливали на чурки нужного размера, топором накалывали и обтёсывали досочки-клёпку для выделки бочек. В этих бочках солили рыбу, которой богата была в те времена Обь, и отправляли на фронт. Когда начались голодные обмороки, пришлось найти работу полегче – сбор дикорастущих в тайге. В этой работе свои трудности: тайга в Нарыме безбрежная, многие, заблудившись, уже не возвращались никогда. К концу войны уже совсем не было никакой одежды. Пришлось идти «в люди», т.е. в домработницы. Вот в такой «должности» Нелля Ивановна и покидала Нарым в августе 1946 года, с трудом вырвавшись на учебу в Томск. За этот непосильный труд в военные годы ей уже позже вручили: юбилейную медаль «Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995 г), памятный знак «Ветеран войны 1941-1945 гг.» (2000 г.), медаль «60 лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.» (2005 г) и статус «Труженик тыла ВОВ 1941-1945 гг.».
Успешно окончив школу, Нелля Ивановна попыталась поступить в пединститут на литфак, не приняли: «немцы на факультете русской литературы – явление нежелательное». Два года работала на Шарикоподшипниковом заводе шлифовщицей, параллельно осваивая аккордеон в самодеятельности. В 1950 году её позвали в школу организовать самодеятельный хор. В первый же год хор (5-10классы) на смотре занял второе место среди средних школ. Такой высокий результат был неожиданным, ибо в условиях ссыльной жизни (война кончилась, а ссылка – нет) самооценка была очень заниженной. Но тут Нелля Ивановна поняла, что и на поприще музыки сможет себя реализовать, и поэтому в 1951 году поступила в музыкальное училище, которое успешно окончила через четыре года. К этому времени, после смерти Сталина, дали вольную: можно было свободно передвигаться по стране. Два года она работала преподавателем музыкальной школы в Краснокамске (Пермская область). При всей успешности работы поняла, что образование необходимо продолжить.
И вот Казахстан, красавица Алма-Ата, консерватория, где проведено, пять невероятно счастливых лет. При защите диплома, дирекция и ГЭК предложили Нелли Ивановне продолжить образование на теоретико-композиторском отделении, на 4-ом курсе. Как ни соблазнительно и почётно такое предложение, пришлось отказаться в силу ряда веских причин: в условиях ссылки её образование и так затянулось; пожилые и измученные ссылкой родители уже помогать не могли, да и семью нужно было создавать. Кроме всего в кармане уже почти год лежало предложение директора Усть-Каменогорского музыкального училища.
1962 год. Усть-Каменогорск. 36 лет педагогической, концертной, лекционной деятельности. Создание блестящего детского хора «Камертон» с его огромным, в том числе и классическим репертуаром и активной концертной деятельностью в городах и весях области.
Десять лет вузовского стажа (по совместительству), постоянные выступления по телевидению, начавшиеся ещё с прямого эфира, когда записи и монтажа ещё не было, с 1967 года - постоянное и плотное сотрудничество с газетой «Рудный Алтай». Много ещё чего было за эти годы и хорошего, и плохого, и тяжёлого, и несправедливого. Без этого не бывает. Такова жизнь.
1998 год. Оставлена, наконец, педагогическая работа. Началось «Второе дыхание»: Конкурс «Ай да Пушкин!» в Москве (третья премия), свой пушкинский конкурс на страницах «Рудного Алтая»: «По зову благодарной памяти» три литературных премии в газетах Казахстана и России, шесть творческих вечеров, две книги (2002 и 2008 гг.), литературные публикации в толстых журналах Казахстана и России, создание цикла романсов на стихи местных поэтов (четыре из пяти звучали с успехом и не раз в концертах и на фестивале казахстанской музыки).
Книги, изданные небольшими тиражами, давно уже стали библиографической редкостью. Их читают в Казахстане, России, Германии, Израиле. Они есть в библиотеках этих стран, но, тем не менее, их постоянно спрашивают. Переиздавать - средств нет.
Ученики Нелли Ивановны расселились по всему миру. Работают в детских садиках, школах, храмах, колледжах и ВУЗах, популяризируя методики и знания своего педагога.
Творческие документы Н.И. Мельниковой
Повести и очерки: автобиографические повесть «Память – мой злой властелин» и очерк «Дневник памяти», сборник рассказов и очерков «Время, пером сохраненное», сборник романсов на стихи местных поэтов, музыка написана Н.И. Мельниковой.
Публицистика: статьи опубликованные в газете «Рудный Алтай» и «Казахстанская правда», написанные Н.И. Мельниковой и посвященные гастролям известных музыкантов в нашем городе, культурной жизни города, на тему культуры и воспитания молодого поколения, музыкальному училищу и его ученикам: «Поет Роза Рымбаева», «Театр в театре», «Поет Людмила Сенчина» «Всесоюзная неделя музыки», «Культура отдыха», «Детям – все краски мира», «Искусство – дорога к истине» и т.д., машинописные варианты статей, опубликованных в газетах областного и республиканского значения и посвященных различным темам. Очерки, посвященные книге Л. Бургарт «Немцы в Восточном Казахстане в 1941-1945 гг., депортация и жизнь в условиях режима спецпоселения».
Сценарии творческих вечеров Н.И. Мельниковой на сцене и по телевидению.
Документы к биографии Н.И. Мельниковой
Ксерокопии трудовой книжки, благодарности, удостоверения ветерана военных лет; архивные справки о реабилитации Бастерс (Мельникова) Н.И. и Геннинг Марии Фридриховны (мама); почетные грамоты, дипломы отца Бастерс И.К.; почетная грамота Томского медицинского института, выданная Н.И. Мельниковой за активное участие в художественной самодеятельности института; а также автобиография Нелли Ивановны.
Переписка Н.И. Мельниковой с редакциями газет «АиФ», «Простор», немецкой газетой Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана «Freundschaft»; переписка Геннинг М.Ф. (мама) с немецкой газетой Казахстана; также вошли письма Э.А. Беляевой, концертмейстера музыкального училища, письма из общественного фонда «Памяти Виталия Метте» и государственного музея А.С. Пушкин г. Москва представляющих собой общественную деятельность Н.И. Мельниковой.
Документы о Н.И. Мельниковой
Отзывы Восточно-Казахстанского немецкого культурного центра на книгу Н.И. Мельниковой «Как многое вместили годы», благодарных читателей в день презентации книги «Время, пером сохраненное»; статьи, напечатанные в газетах «Рудный Алтай» и «Казахстанская правда»: Н. Евдокимов «Наш музыкальный полпред», Виктория Шевченко «Души прекрасные порывы», «Создав себе счастье прощением обид», Вера воронова «Ей подарил автограф великий Рихтер», Валентина Райхель «В гостях у Нелли Мельниковой, посвященных Н.И. Мельниковой.
Документы, собранные Н.И. Мельниковой для своих работ и по интересующим её вопросам
Статьи, посвященные И.К. Бастерс (отец), напечатанные в газетах «Рудный Алтай» и немецкой газеты Казахстана «Freundschaft», статьи Геннинг М.Ф. в газете «Freundschaft». Документы представлены на немецком и русском языке.
Изобразительные документы
Фотографии Симфонического оркестра Автономной республики немцев Поволжья; И.К. Бастерс (отец) с родственниками, на работе, на отдыхе; индивидуальные фотографии Мельниковой Н.И.; индивидуальные фотографии Мельникова Ю.П. (муж); фотографии Нелли Ивановны с семьей (с родителями и мужем); общие фотографии Мельниковой Н.И. с друзьями, со студентами на отдыхе, дома, в парке и в училище; имеются фотографии преподавателей музыкального училища г. Усть-Каменогорска и фотографии с репетиций старшего и младшего состава хора «Камертон».