Какой раздел сайта для Вас наиболее интересен?

Научно-методическая база
Личные фонды
Сборники документов
Публицистика
История края
Базы данных
Фотогалерея
Архив опросов

Дороги Рудного Алтая

До революции Рудный Алтай справедливо называли краем медвежьих троп. Здесь не было ни одного километра шоссейных дорог. Особенно от этого страдали русские переселенцы, приехавшие в поисках лучших мест, лучшей доли. Сейчас  только старые названия перевалов, таких, как «Плач гора», «Черный Камень», «Умыш», говорят о трудностях, которые возникали при их преодолении.

И так было до тех пор, пока в наш край не пришла Советская власть. Тогда и начался штурм векового бездорожья Алтая. За годы двух первых пятилеток было построено более 200 километров новых дорог, большое количество мостов. Соединились берега таких рек, как Бухтарма, Уба, Тургусун, Песчанка, Дресвянка.

А в 1940 году труженики Восточного Казахстана приступили к прокладке первой в области автодорожной магистрали, которая должна была протянуться более чем на 500 километров. В ее строительстве принимало участие более 24000 человек и до 10 тысяч подвод. В ходе соревнования районов за досрочное выполнение заданий по прокладке отведенных участков было создано 520 комсомольско-молодежных звеньев и ударных бригад.

День и ночь кипела созидательная работа. Непрерывно гремели взрывы, валились вековые деревья, расчищались кустарники, гатились непроходимые топи. Народ совершил великий трудовой подвиг. За 65 рабочих дней было построено 513 километров дороги, уложено в полотно шесть миллионов кубометров грунта. Вывезено для сооружения проезжей части около 800 тысяч кубометров гравийно-щебеночных материалов, взорвано и уложено более 500 тысяч кубометров скальных пород. Сооружено девять серпантин сложного технического решения. Возведено около 1000 искусственных сооружений различных наименований и назначений. Несмотря на огромный объем работ и недостаточный уровень механизации, строительство дороги закончили на 10 дней раньше срока.

Вероломное нападение гитлеровской Германии прервало работу строителей. Но сразу же после окончания Великой Отечественной войны дорожные хозяйства вновь взялись за восстановление и дальнейшее благоустройство дорожной сети. Основное внимание при этом уделялось приведению в надлежащий порядок тракта «Восточное кольцо» и таких важнейших дорог, как Усть-Каменогорск – Предгорное - Верх - Уба, Алтай - Зыряновск, Большенарым - Катонкарагай,    Усть-Каменогорск - Белоусовка.

Особенно резко возросли темпы дорожных работ после издания в 1959 году закона о безвозмездном и обязательном участии всех колхозов, совхозов, предприятий и организаций в благоустройстве сельских дорог. Совместными усилиями дорожников и заинтересованных организаций в короткий срок были построены экономически важные автомобильные трассы: Усть-Каменогорск - Таврия - совхоз «Багратионовский», Казнаковка - КурчумКалгуты, Усть-Каменогорск - Леннногорск, Секисовка - Шемонаиха, Акжар - Покровка и   другие. Общая протяженность дорог с твердым   покрытием   возросла после этого в три раза.

Старожилы помнят о мытарствах и мучениях, которые приходилось испытывать при переправах через бурные воды Убы, Курчума, Кальджира. Теперь на основных трассах через эти реки переброшены железобетонные мосты. Они обеспечивают бесперебойное движение транспорта в любое время года.

В результате самоотверженного труда проложена прямая дорога Усть-Каменогорск - Таргын - Самарка. Штурмуя скалистые горы  Калбинского хребта, строители  уложили в полотно насыпи около трех миллионов кубометров грунта, взорвали и убрали более 600 тысяч кубометров скальных пород, по¬строили 208 искусственных сооружений. По воле людей горы расступились и открыли путь бесконечному потоку автомашин по новой трассе. Она вдвое сократила пробег автотранспорта в Самарский, Курчумский и Маркакольский районы.

Еще недавно самым бездорожным в области был Уланскин район. Чтобы доехать на автомашине до райцентра, требовалось потратить на 50-километровый путь не менее пяти-шести часов, а до центральной усадьбы Обуховского совхоза — около двух суток. После таких рейсов машина обычно становилась на ремонт. Теперь все центральные усадьбы совхозов соединены дорогами с твердым и черным покрытием, и вместо пяти-шести часов до Никитинки можно доехать за час.

Развитие сети дорог - несравненно улучшает условия пассажирских перевозок. Чтобы обеспечить скоростное и безопасное движение авто-транспорта, дорожные хозяйства прокладывают трассы с усовершенствованным асфальтобетонный и черным покрытием. Ведут замену ветхих и узких деревянных мостов на современные же-лезобетонные. Первыми такими дорогами являются автотрассы:  Усть-Каменогорск – Глубокое - Усть-Каменогорск - Белоусовка, Зыряновск -Соловьеве – Курчум - Калгуты.

Партия и правительство высоко ценят труд дорожников. Большая группа передовиков производства награждена орденами и медалями, значком «Почетный дорожник», почетными грамотами исполкома областного Совета депутатов трудящихся. Много труда, творческой инициативы и настойчивости в улучшении состояния дорог вложили ветераны и организаторы дорожного производства А.Федорович,  В.Мельниченко. Д.Морозюк, И.Зотов. П.Рожков, В.Трегуб, А.Пестряков, Р.Даунгаузер, Н.Байсултанов, С.Абылгазинов и многие другие.

В истории Казахстана и Рудного Алтая 50 лет - неболылой срок. Но именно эти годы знаменуют собой начало великих преобразований во всех сферах экономики и культуры родного края. Много сделано, но еще больше предстоит сделать. Интенсивное развитие всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, увеличение количества автотранспорта и объема грузопассажирских перевозок требуют более ускоренного прироста дорог, коренного улучшения их содержания.

Перед дорожниками стоит задача -  в сжатые сроки построить дорогу с твердым покрытием до всех центральных усадеб колхозов, совхозов, отделений, ферм и населенных пунктов с населением более 100 человек. Чтобы выполнить намеченное, за 10 лет надо проложить более 2000- километров новых магистралей. При этом нужно перестроить ряд существующих трасс на Лениногорск, Самарку, Шемонаиху, Таврию. Предстоит решить проблему обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспорта в Зыряновский, Большенарымский, Курчумский, Маркаколъский районы за счет постройки автодорог в обход Бухтарминского водохранилища: Сажаевка -  Тургусун - Зыряновск - Вольшенарым  - Курчум и Зайсан - Буран.

Задачи огромные, для их решения предстоит много и упорно поработать, преодолеть немало трудностей. Но, опираясь на достигнутые результаты, накопленный опыт и трудовой подъем, в развернувшемся соревновании в честь XXIV съезда КПСС, коллективы дорожных хозяйств области полны решимости с честью выполнить их.

А. КУЗНЕЦОВ,
главный инженер областного управления шоссейных дорог

«Рудный Алтай», № 220, 4 ноября 1970 г.

 
070004, РК, Восточно-Казахстанская область г. Усть-Каменогорск, ул. Головкова, 26/1
Администратор сайта: Бекниязқызы Жангуль. Copyright © 2010-2024
Рейтинг@Mail.ru