Какой раздел сайта для Вас наиболее интересен?

Научно-методическая база
Личные фонды
Сборники документов
Публицистика
История края
Базы данных
Фотогалерея
Архив опросов

70-летие дороги «Восточное кольцо»

Гости нашего края,   впервые попавшие в Зыряновск  или Новую Бухтарму  по автомобильной дороге и проехавшие через  знаменитый Осиновский перевал,  особенно жители равнинных мест, непременно выражают свое восхищение этой трассой. Каждый конферансье или артист во вступительном слове к гастрольному концерту обязательно делится бурей эмоций от стресса, пережитого во время преодоления этого   головокружительного спуска по извилистой горной дороге. Подъем на перевал тоже  волнителен, но не для зыряновцев, давно уже привыкших путешествовать в областной центр и назад домой, благо, дорога теперь всего-то занимает времени  около  трех часов.Об истории создания этой дороги знает старшее поколение, а для молодежи предлагаем информацию, сохранившуюся  в различных архивных документах.

75 лет  назад было начато строительство   дороги  «Восточное Кольцо», которая соединила глубинные районы Восточно-Казахстанской  и Семипалатинской областей  с Казахской  железной дорогой.

 1940г.

Постановлением Президиума ЦИК  Казахской ССР от 21 марта 1937 года Зыряновск был отнесен к категории рабочих поселков. Население поселка быстро увеличивалось в связи  с развитием Зыряновского рудника и обогатительной фабрики.

Дальнейшему развитию поселка очень мешало бездорожье.  Единственным устойчивым видом транспорта являлся водный транспорт – по реке Иртыш груз доставлялся на баржах, а зимнее время гужевой по льду этой же реки. Но за короткий период навигации речники не успевали перерабатывать огромный поток грузов, а на лошадях и незначительном автопарке машин много не перевезешь.  Доставка свинцово-цинкового  концентрата из Зыряновска  была весьма дорогостоящей.  

Восточный Казахстан  задыхался от бездорожья. Только сотая часть дорог имела гравийное покрытие. Весной и осенью многие районы, в том числе и Зыряновский, оказывались неделями  отрезанными от всего мира. 

29 января 1940 года члены сельхозартели «Красный партизан» Кировского района на многолюдном собрании приняли обращение ко всем колхозникам Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областей с призывом проложить методом народной стройки гравийную дорогу «Восточное кольцо». Этот призыв поддержали все колхозы и предприятия Восточного Казахстана. Первую очередь тракта Усть-Каменогорск – Бухтарма – Малокрасноярка – Самарка - Кокпекты – Георгиевка,  общей протяженностью 438 км,   было решено построить летом 1940 года.  Техники для строительства дорог в то время еще не было. Строительство дороги  «Восточное кольцо» стало всенародным делом. В практике дорожного строиельства эта огромная работа,  выполненная методом народной стройки, не имела себе равных. На помощь строителям были направлены лучшие квалифицированные инженерно-технические работники со всех областей Казахстана. Для строителей колхозников были подготовлены лопаты города Нижний Тагил Свердловской области и города Красноярска, кетмени в Джамбульской области, топоры и кувалды в Алматинской области.

До наступления тепла была проведена большая подготовительная работа: заготавливались лес и инструменты, ремонтировались брички и сбруя. К середине мая было изготовлено тачки, носилки, черенки для лопат, катальные доски, подготовлен необходимый запас взрывчатых веществ.  Были организованы краткосрочные курсы по подготовке дорожных бригадиров, учетчиков, десятников. Среди колхозников на стройку выбирались и отправлялись лучшие из лучших. 

После окончания весенне-полевых работ в конце  мая 1940 года колхозники 550 колхозов из 20 районов двух областей приступили к строительству первой очереди тракта.

За Зыряновским районом был закреплен один из самых трудоемких участков дороги протяженностью 10 километров в Пихтовом ущелье. За короткий срок нужно было вынуть более 100 тысяч  кубометров скального грунта, построить ряд мостов. С первых же дней стройки рабочие включились в социалистическое соревнование, выполняя дневную норму выработки на 150—200%, а затем на 300—400 и более.

16 июля 1940 года строители рапортовали Родине: «Строительство дороги «Восточное кольцо» по Восточно-Казахстанской области окончено». Силами колхозников в течение 42 рабочих дней построено 300 км гравийного шоссе, 190 мостов,  97 фильтрующих сооружений.  Выполнено 2 717 40  кубометров земляных работ, в том числе скальных щ 324 825 кубометров, раскорчевано 420 000 квадратных метров леса,  вывезено гравия и камня 254 990 кубометров. Гигантской подковой протянулась первая очередь тракта по двум областям на востоке Казахстана. Пройдя по горному Алтаю, он соединил две железные дороги и пять пристаней на Иртыше, коренным образом улучшив  транспортные связи в Бухтарминском, Зыряновском, Кировском, Самарском и  прилегающих к ним районах.

В строительстве дороги  участвовали  коммунисты, комсомольцы и молодежь Зыряновска и района. Большую  организационную, пропагандистскую работу на этой стройке вели работники Зыряновского райкома партии, выездная редакция газеты «Восточное кольцо» и  агитбригада, в которой участвовала  тогда комсомолка, учительница Тамара  Васильевна  Коростелева из Зыряновска.

В государственном   архиве  хранится  газета «Заря Востока»   от 19 июля  1983 года № 86, где  опубликованы   воспоминания Тамары в статье  «Восточное кольцо» - трасса героизма» о строительстве участка дороги  в Зыряновский  район. Это был один из самых трудных участков дороги

В 1940  году был  составлен план строительства дороги «Восточное кольцо». Райкомом партии и райисполкомом   были утверждены списки людей, едущих с предприятий, а в колхозах - списки бригад.  После окончания весеннего сева они в полном составе прибыли  к штабу строительства, который находился в Пихтовом  ущелье. Здесь они получили задание и разъехались по своим участкам.

Для руководства строительством начальником штаба был назначен первый секретарь райкома партии Александр Алексеевич Ухов, ранее присланный в Зыряновск, как комсомольский  работник из числа тех 25-тысячников, которых коммунистическая партия направляла в довоенные годы в народное хозяйство страны.  В штабе  на строительстве Восточного кольца» с ним работали Донченко-секретарь  райкома партии, Мещеряков - начальник райотдела НКВД, от райкома комсомола Василий Панин.   

На строительстве дороги, имеющей большое государственное  значение, работала выездная редакция, которую возглавлял Голобоков,  корректором работала Евдокия Ушакова, наборщиком и печатником была Анастасия Шабуняева. Газета  называлась «Восточное кольцо», размером одна восьмая часть печатного листа. Она выходила ежедневно, и строители с первых  же дней знали, как идет выполнение  плана на всех участках будущей дороги. Работал и радиоузел, где техником был Евгений Семенов. Медицинским пунктом  руководил Яков  Михайлович Степанчук.

На строительстве  действовали и другие службы: почта, швейные и сапожные мастерские. Работали магазин и столовая, в которой поварами трудились Таисия Андреевна Кругликова, Васса  Зверева и другие. Для культурного обслуживания строителей и агитационно-массовой работы на строительство прибыла культбригада.

По  решению  райисполкома и роно, на стройку прибыл пионерский хор школы имени Кирова. Дети  исполнили много песен со­ветских композиторов. Они пели пионерские, революционные и другие популярные песни тех лет.

Стахановцы  и ударники колхозных полей в первый же день строительства 23 мая 1940 года выполнили план на 150 процентов. Бригада Возовикова из колхоза «Украинец» и бригада Фоменко из колхоза «Первое мая» дали по 200 процентов. Соревнование набирало силу. Звеньевой Дмитрий Митрофанов завершил индивидуальное задание на 500 процентов. «Трудовое состязание за звание продолжается», - сообщала газета «Восточное кольцо». Настал день, когда члены бригады «Свободный труд» Галактион Козлов и Алексей Пермяков перешагнули рубеж 600 процентов.

Особое место на строительстве занимала бригада взрывников Зыряновского рудника. От умелого проведения взрывных работ и подготовки мест к ручному труду зависело многое. Лучшими среди взрывников были А.И. Кравченко, Ф.С. Пластеев, А.Н. Тараканков, техник Горяев, взрывники Чегдаев, А. Пирожков.  Ежедневное выполнение  заданий бригадой  составляло 400-450 процентов. Среди них была женщина – взрывник Аустра Бирзе, удивлявшая всех точностью  выполнения своей работы. Она пользовалась заслуженным уважением всех, работавших на стройке людей.

Строители дороги

Во время одного из последних взрывов  у кромки дороги упал очень большой валун. Аустра уехала, а на камне художественный руководитель культбригады  Григорий Иванович Бадажков соорудил звезду, внутри которой была кирка и лопата. Это был своеобразный памятник труду. Кому-то пришло в голову сказать, что под этим камнем покоится прах той отважной взрывницы. Эта легенда бытует   и по сей день. Водителям, работающим на этой трассе, их предшественники вселили твердую уверенность в том, что под огромным валуном, который и сейчас украшает пятиконечная звезда, погибла девушка. А ведь во время взрывных работ людей  из опасных зон выводили. Доказательством тому служит то, что в документах облгосархива хранится  переписка  с различными организациями Ленинграда, в которой отражены безуспешные попытки разыскать эту отважную девушку с необычной для женщин профессией.

В Восточно-Казахстанском областном государственном архиве о строительстве дороги «Восточное кольцо» хранится множество документов. В них есть сводки о ходе строительства тракта, списки – характеристики стахановцев, списки награжденных за работу и внесенных в Книгу почета строительства.  Документы очень интересные, они свидетельствуют о том, как много может народ, объединенный одной идеей. Сила коллективного труда  обеспечила нормальную транспортную связь отдаленного от центра Зыряновского района с центром области.  Не имея в руках сложной техники,  вооруженные только кирками, лопатами, ломами  и тачками люди практически вручную  в короткий срок проложили дорогу среди горного массива, совершив  беспримерный трудовой подвиг.  Даже с современной техникой такой объем работы  в столь сжатое время нереален.

Вторая очередь тракта    «Восточное кольцо» протяженностью 361,7 километра была построена в еще более сжатые сроки — за 26 рабочих дней в 1941 году.

Значение этой дороги для Зыряновского района трудно переоценить. В годы Великой Отечественной войны она являлась важным стратегическим объектом в  деле достижения Победы. Улучшился вывоз рудных концентратов, который был необходим цветной металлургии страны в тяжелые военные годы. Много грузов пришлось доставлять в военные годы Галине Мезениной, Марии Кунгурцевой, Евдокии Какаулиной, Татьяне Акентьевой, Евдокии Борзенковой, Григорию Безменову, Михаилу Рудакову, Михаилу Полковникову. Без отдыха, нередко без сна эти люди отправлялись в дальнее рейсы с важным грузом для фронта, страны.

С каждым годом дорога, построенная 75  лет назад, улучшается. Есть в проекте дорога в обход знаменитого Осиновского перевала. Но нет, наверное, такого человека, который бы проезжая по этой изумительной красоты дороге,  мысленно  не поблагодарил бы строителей тех далеких сороковых лет…

 Материал подготовила  к публикации
 старший архивист Зыряновского филиала
 КГУ «Государственный архив»
 управления культуры, архивов
 и документации  

Тлеубергенева  Сауле

 
070004, РК, Восточно-Казахстанская область г. Усть-Каменогорск, ул. Головкова, 26/1
Администратор сайта: Носова Инесса. Copyright © 2010-2017
Рейтинг@Mail.ru