Казьмин Павел Иванович
Из книги «Зыряновск», посвященной славной истории нашего города и подготовленной на основе архивных документов к 200-летию города, мы знаем, что осенью 1941 года городам Усть-Каменогорску, Лениногорску и Зыряновску было дано задание, изготовить опытные образцы кавалерийских клинков. Зыряновский клинок был признан лучшим. И в декабре 1942 года Зыряновское рудоуправление получило заказ от Наркомата обороны на изготовление 1000 клинков для кавалерийской дивизии, формировавшейся в Казахстане. В короткий срок в Зыряновском рудоуправлении был организован оружейный цех, которым руководил Павел Иванович Казьмин. Зыряновские умельцы, выполняя военный заказ, не щадили ни сил, ни здоровья, работали в трудных условиях на старых станках без соответствующего оборудования, в холодном помещении. Среди тех, кто изготавливал клинки, были И.В. Двуреченский , П.И. Долгов,Ф.Е. Миков, С.А. Коньшин, И.А., Голенищев, С.И., Загородний, Д.О. Демедюк, В.И. Благинин и др. Заказ Наркомата обороны был выполнен в срок.
В наш город этим летом приехал наш земляк, замечательный человек Казьмин Григорий Павлович, который сейчас живет в городе Томске и работает в городской администрации. Как только предоставляется такая возможность, он с радостью приезжает в родной город, с которым связано много воспоминаний о детстве и юности.
Имя Казьмина Павла Ивановича в городе известно всем тем, кто интересуется историей нашего города и района. Григорий Павлович выразил благодарность своим землякам, которые хранят память о тех годах, помнят его отца.
Семья Казьминых – сын Григорий и дочь Горячева Елена Павловна бережно хранят в семейных архивах информацию о своем отце. Принесли они в государственный архив вырезку из газеты «Заря Востока» от 30 октября 1976 статью «Автомобилисты», в которой отец писал о себе: «В свое время, увидев первые автомобили и мотоциклы, я тоже мечтал о том, как бы научиться ими управлять. Мечта моя сбылась. В 1932 году я поступил в Грозненский автомобильный техникум. После его окончания в 1936 году навсегда связал свою жизнь с автомобилями и вот уже более 40 лет работаю в транспортно-ремонтном цехе Зыряновского свинцового комбината. Получилось так, что история развития автомобилестроения тесно связана с моим профессиональным совершенствованием. Начал работу механиком, а в 1939 году стал главным инженером крупного транспортного цеха Зыряновского рудоуправления. Надо отметить, что перевозка свинцовых концентратов в то время была задачей весьма важной для обороны страны, и нас не забывали. Партия и правительство принимали все меры к быстрейшему развитию автомобилестроения, так необходимо для выполнения планов пятилеток и улучшения благосостояния народа. Советские люди, наверное, чувствовали это, всегда проявляя большое уважение к человеку за рулем. Они с особым вниманием относились к водителям и не ошиблись в них. Автомобилисты делом доказали, на что они способны. Война не застала нас врасплох. В конце дня 22 июня 1941 года военный комиссар городского военного комиссариата тов. Шляпников поставил перед автомобилистами Зыряновска боевую задачу: «Немедленно подготовить и сдать Красной Армии партию автомобилей. Наши шоферы, слесари-механики работали круглые сутки, привели все машины в порядок и вместе с ними были отправлены в действующую армию. Многие водители и механики сменили руль автомобиля на рычаги танка…
Новых автомобилей мы не получали, знали, куда идет вся новая техника. И все же количество автомобилей у нас росло, как тогда говорили, за счет восстановления металлолома: ставили на колеса машины, списанные еще до войны. Голые рамы обрастали агрегатами, кузовами. Много, очень много было трудностей. Помню, встал вопрос о снабжении горюче-смазочными материалами. Топливо и масла отдавали фронту. Мы начали применять различные заменители: твердое топливо для газогенераторов, обыкновенный керосин для бензиновых машин (для чего устанавливали специальные обогреватели) или пихтовое масло вместо бензина. Тот, кому довелось водить автомобиль в то время, помнит, как бензин для заводки двигателей выдавали бутылками - две на смену. Все шоферы включились в соревнование за экономное расходование горючего. Трофим Акимович Полковников, работая на газогенераторном автомобиле, вообще не расходовал бензин. Ему помогли глубокие знания в области генерации газа».
Вот такие люди жили и работали в Зыряновске в годы войны!
Поделился Григорий Павлович воспоминаниями о своем отце Казьмине Павле Ивановиче, который вырос на реке Сунжа в городе Грозном. Павел Иванович жил в семье проходчика по железной дороге, отец его вследствие несчастного случая погиб, и мама воспитывала одна пятерых братьев.
Павел Иванович приехал в г. Зыряновск после окончания Грозненского автомобильного техникума в 1936 году, поступил на работу Зыряновским полиметаллическое рудоуправлением, и все последующие годы он проработал на Зыряновском свинцово-цинковом комбинате. Трудовой стаж Павла Ивановича составил 48 лет, из них часть он работал в должности начальника гаража, затем начальника транспортного цеха.
Жизнь без отца, в тяжелых условиях закалила и научила его жить самостоятельно. И эта закалка всю жизнь сопровождала Павла, как умельца, как человека, умеющего решать любые сложные и технические задачи.
Во время Великой Отечественной войны три города - это Усть-Каменогорск, Лениногорск и Зыряновск участвовали в соревнованиях за право изготавливать клинки для советской армии. И вот группа из города Зыряновска, которой руководил Павел Иванович, смогла подобрать сталь и сумела разработать технологию, по которой изготовили клинки. Сталь зыряновского клинка признана лучшей, и поэтому получили заказ гособороны на изготовление клинков зыряновцы. В семейном архиве Казьминых хранится копия этого приказа под грифом «Секретно». Согласно этому приказу, техноруку автотранспорта т. Казьмину П.И. поручается выполнение заказа на 1000 клинков качественно и по графику 75 клинков в сутки. Для поделки клинков было организовано три бригады, работать было разрешено по 18 часов в сутки. В архиве Зыряновского рудоуправления хранится оригинал приказа от 17 декабря 1941 года № 41 (фонд 301, опись 2, дело 142, л. 89).
В памяти Григория Павловича осталось много ярких воспоминаний из жизни отца: это рассказы отца о военных годах, когда в морозы, на автомобилях- полуторках, которые ломались и сыпались, на которых отказывали тормоза на перевалах в горах, люди умудрялись вывозить концентраты цветных и драгоценных металлов, полученных на обогатительной фабрике из нашего отдаленного от центра городка.
Из дневника отца уже повзрослевший Григорий стал понимать, насколько отец был скрупулезным человеком, ответственным за жизнь людей, увлеченным своей работой, аккуратным, трудолюбивым. В дневнике ежедневная запись начиналась с фразы: «Несчастных случаев нет, аварий нет». Отец ежедневно подводил итоги работы: сколько отремонтировано двигателей, сколько сделано рейсов, сколько грузов перевезено. А еще осталась в памяти детей жизнерадостность отца, умение выражать свое настроение в песнях, преданность к автомобилям, к техники, самостоятельность, интерес к рыбалке, любовь к семье. Жизнь Казьминых была посвящена, в основном, работе, и весь график семьи выстраивался под работу отца.
В газете «Заря Востока» от 27.02.1965 года есть информация, как в 1936 году впервые в Зыряновске появились технически грамотные люди. Их было четверо: Анатолий Усик, Михаил Расламбеков, Дмитрий Мирошниченко и Павел Казьмин. Проработав некоторое время, двое из них уехали, третий перешел на другую работу, а Казьмин остался, навсегда связал свою судьбу с горняцким городом. С самого начала пришлось ему нелегко. Предложили стать руководителем смены и механиком. Отказался. Решил начинать с регулировщика карбюраторов, форсунок, чтобы практикой проверить и закрепить знания. Ремонтировали двигатели, радиаторы и различные механизмы. И лишь как следует, освоив производство, Павел Иванович стал выполнять работу механика. Вскоре он становится первым техническим руководителем гаража Зыряновского рудоуправления, с 1942 года, двадцать лет бессменно стоит у руля большого и сложного хозяйства, где не только автомобили, но и тракторы, экскаваторы, дорожные механизмы комбината.
Долголетний опыт и богатая практика помогают Павлу Ивановичу правильно решать вопросы реконструкции цеха для перехода на ремонт очень сложных двигателей Д-12А и У2-Д-6. Павел Иванович - активный рационализатор. Он реконструировал двигатель Д-12А, применив тракторные гильзы. Новинка дала отличные результаты, а, главное позволила решить важный для роровцев вопрос- расход авиамасла».
Дети Казьмина Павла Ивановича очень гордятся своим отцом, они и сами добились в жизни много. Среднее образование они получили в зыряновских школах. Григорий Павлович отметил, что Зыряновск, всегда отличался очень качественным образованием, особенно школа имени Горького потому, что они всей семьей оканчивали эту школу и те знания, которые были, в них вложены на самом деле очень помогли в жизни и поступить в институт.
Григорий Павлович в 1970 году поступил в Томский политехнический институт, на факультет автоматики и вычислительной техники. Это был пик моды в том время, автоматизация большими системами. Благодаря тому, что отец привил любовь к технике, Григорий был в тот период уже подготовленным специалистом, он параллельно и охотно преподавал на курсах автомобилистов и мотоциклистов, что позволяло полностью быть независимым от родителей. Благодаря своему упорству и трудолюбию, Григорий, будучи студентом, смог купить первые мотоциклы, на которых ежегодно совершались путешествия из Томска в Зыряновск, а в то время это было далеко непривычно потому, что это почти три тысячи километров. После окончания института Григорий Павлович распределился в научно-исследовательский институт, где работал инженером, младшим научным сотрудником, затем начальником участка автоматизации производства. В 1990 году, в период предшествующий перестройке, Григорий, вместе с женой, создал структуру внешнеэкономической ассоциации делового экономического сотрудничества с зарубежными странами. После десятилетнего стажа работы Григория Павловича в этой структуре, где он работал в должности директора до 1999 года, структура трансформировалась в ТОО. Григорий Павлович параллельно закончил аспирантуру, защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук. В 1999 году Григорий, пройдя конкурс, перевелся работать в администрацию города Томска, на должность председателя комитета по инновационной деятельности и взаимодействию с научно-образовательным комплексом. И вот первым результатом работы Григория Павловича явилось то, что в 1994 году город Томск стал первым городом в России, в котором научно-образовательный комплекс является градообразующим. Это та дань уважения к сотрудникам университета, к студентам, которые составляют 1/5 населения города Томска. Из 530 тыс. населения 100 тыс. населения - это студенты. Среди них 25,27% из Восточного Казахстана и среди этих казахстанцев, очень много зыряновцев. И, как говорит Григорий Павлович, наверное, это сложилось от того, что в Зыряновске был вечерний филиал Томского политехнического института. Вот так сложилась жизнь, что Григорий Павлович до сих пор работает в Томске, работает много с молодежью, является полноправным представителем государственного фонда содействия в научно технической сфере.
Казьмин Григорий Павлович и Горячева Елена Павловна
Старший брат, Казьмин Виктор Павлович, работает и преподает в политехническом университете, он старше Григория на 10 лет. Виктору Павловичу 70 лет, и он является доцентом, кандидатом технических наук.
Воспитываясь на примере отца, его дети полюбили технику, и это очень помогало в жизни Казьминых. Братья Казьмины не только любители и знатоки автомобилей, но также любители мотоспорта и оба имеют разряды по мотоспорту, а Виктор Павлович еще мастер спорта по мотокроссу. Также Григорий Павлович вспоминал, какие увлекательные занятия с 7 класса проводились в Доме пионеров, где он преподавал в фотокружке и кинокружке. А брат его Виктор уже тогда, в 1961 году, изобрел радиоуправляемую модель автомобиля, это в то время, когда были только ламповые усилители. В Алма-Ате Виктор стал призером на соревнованиях, благодаря своему радиоуправляемому изделию, и это послужило ему гарантией для поступления в Томский политехнический институт.
В Зыряновске у Григория живет старшая сестра Елена Павловна Горячева, которая всю жизнь проработала врачом в городе Зыряновске. Ее знают и уважают зыряновцы , как специалиста - эндокринолога.
Зыряновск, как был, так и остается родиной, местом притяжения для Григория Казьмина. «Хотя жизнь в Томске у меня очень интересная,- говорит Григорий Павлович, - но память заставляет возвращаться в прошлое. К друзьям отца, с которыми он работал - это Наби Кульчаманович Жаксыбаев, Олег Петрович Романенко, Михаил Григорьевич Светлов. Нас, зыряновцев, живущих в разных точках мира очень радует, что Зыряновск хорошеет последнее время, очень это заметно. Везде порядок, особенно мы рады обновлению дома культуры «Горняк», с которым связано много детских и юношеских воспоминаний. А еще я очень рад тому, что светлое имя моего отца осталось в истории города, и память о нем осталась не только у нас, его детей, но и у тех, кто знает историю нашего края. Мы трепетно храним и его трудовую книжку, и приказы о его работе, и газетные вырезки, и фотодокументы, хранящие информацию об отце. Гордость за своего отца мы передаем его внукам, чтобы они с честью носили фамилию деда – Казьмин».
Старший архивист
Зыряновского филиала
госархива ВКО
Сауле Тлеубергенева
Газеты "7 дней" и "Заря Востока" от 09.10.2014 года